Кавказское полпредство покинул главный идеолог
Заместитель полномочного представителя президента в СКФО Михаил Ведерников назначен на аналогичный пост в Северо-Западном федеральном округе, где будет курировать вопросы развития Калининградской области. На Северном Кавказе Ведерников на протяжении нескольких последних лет отвечал за внутреннюю политику, но, похоже, не вписался в команду нового полпреда Олега Белавенцева.
Михаил Ведерников оказался единственным чиновником руководящего звена кавказского полпредства, успевшим поработать при всех трех его руководителях — Александре Хлопонине, Сергее Меликове и Олеге Белавенцеве. До назначения в полпредство в самом конце 2012 года Ведерников некоторое время был сотрудником управления президента РФ по внутренней политике, где курировал две кавказских республики — Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.
После того, как в мае 2014 года полномочия полпреда в СКФО сложил Александр Хлопонин, вслед за ним ушли и все его замы, кроме Михаила Ведерникова, который пришелся ко двору новому полпреду Сергею Меликову, став его «правой рукой». Фактически Ведерников выполнял функции зама по идеологической работе в широком смысле, включая вопросы взаимодействия со СМИ, образование, молодежную политику и т. д. В этом качестве Ведерников курировал два ключевых ежегодных мероприятия полпредства — молодежный форум «Машук» и Форум СМИ Северного Кавказа.
За два года, что Сергей Меликов возглавлял полпредство президента в СКФО, Михаил Ведерников успел запомниться рядом неоднозначных высказываний, наглядно демонстрировавших возвращение силового уклона в кавказской политике. В частности, в общении со СМИ он активно продвигал идею о необходимости позитивного освещения событий на Северном Кавказе в противовес «деструктивным информационным кампаниям» и «провокационным вбросам».
Под избитым лозунгом «Больше позитива» прошли все без исключения форумы кавказских СМИ, но это не позволило их организаторам обойтись без скандалов. Например, в конце 2015 года участвовавший в форуме глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов заявил во всеуслышание, что деятельность ряда независимых СМИ в Дагестане «граничит с предательством национальных интересов».
В интерпретации неоднозначных событий кавказской истории Михаил Ведерников также занимал жестко официозную позицию. Например, на совещании по патриотическому воспитанию молодежи и фальсификации истории в марте 2015 года он подверг суровой критике вопросы вступительных экзаменов в магистратуру и аспирантуру в одном из ведущих вузов СКФО, где присутствовали такие формулировки: «военно-казачья колонизация», «колониальная политика по отношению к адыгам», «геноцид адыгов», «антиколониальная борьба в Кабарде» и т. д. «Аж противно слушать», — прокомментировал этот список Сергей Меликов.
Еще одной сферой, которую курировал Михаил Ведерников, было взаимодействие с кавказским казачеством, названным Сергеем Меликовым «надежной общественной опорой российского государства». И здесь полпредство продемонстрировало привычный подход: подвести всех под общий знаменатель под плотным контролем государства, а несогласных — «не пущать».
Под чутким патронажем Ведерникова в 2015 году в Терском казачьем войске был избран новый атаман Александр Журавский, ранее занимавший пост зампреда комитета по делам национальностей и казачества Ставропольского края. Кандидатура Журавского фактически оказалась безальтернативной — незадолго до выборов полпредство настоятельно попросило казаков воздержаться от дискуссий в условиях «сложной геополитической обстановки».
Однако смена терского атамана никак не снизило остроту конфликтов (в первую очередь земельных), в которые давно втянуто ставропольское казачество. В преддверии последних выборов значительная часть казаков приняла решение сделать ставку на оппозицию в лице партии «Родина», но краевой избирком просто не зарегистрировал ее кандидатов в депутаты местной думы. А двух казачьих лидеров из крупного райцентра, станицы Александровской, атаман Павла Лысенко и его заместителя Алексея Мужецкого, которые попытались баллотироваться от Партии роста и поставили неудобные вопросы о возвращении в станице прямых выборов, атаман Журавский попросту отстранил от должности.
После очередной смены полпреда президента в СКФО в июле прошлого года в аппарате полпредства вновь произошла ротация кадров. Преемник Сергея Меликова Олег Белавенцев привел с собой нескольких новых заместителей, с которыми он раньше работал на аналогичной должности в Крыму, — Андрея Шишкина (ранее главный федеральный инспектор по Севастополю), Максима Владимирова и Олега Фадеева. Из команды Сергея Меликова свои посты до недавнего времени сохраняли лишь два зама — Валерий Попков и Михаил Ведерников.
В самом начале текущего года появилась неофициальная информация, что Ведерников может вскоре занять пост главы Росмолодежи. Однако в результате он был назначен заместителем полпреда в СЗФО и возвращается в свой родной регион. В свое время политическая карьера Ведерникова начиналась с должности первого заместителя председателя отделения «Молодежного Единства» по Ленинградской области, а затем он был избран депутатом муниципального собрания Выборгского района. Карьерным трамплином для перемещения в структуры администрации президента для него стал пост первого заместителя главы исполкома «Единой России» по Ленинградской области.
Не исключено, что уход Михаила Ведерникова из кавказского полпредства был связан с тем управленческим стилем, который исповедует его новый руководитель. Сергей Меликов с первых же дней во главе полпредства был максимально публичной фигурой, мероприятия с его участием широко освещались в СМИ, и здесь организаторские способности Ведерникова были незаменимы.
Кроме того, Меликов регулярно изъявлял готовность браться за решение максимально широкого круга вопросов — от неплатежей в ЖКХ и благоустройства курортного парка в Кисловодске до юбилея Дербента и пресловутых проблем казачества. В данном случае такой «специалист широкого профиля», как Ведерников, тоже был весьма кстати.
Напротив, Олег Белавенцев за полгода в должности полпреда практически не запомнился громкими декларациями и массовыми мероприятиями, ограничившись серией протокольных визитов в подшефные регионы и участием в официальных заседаниях. Градус публичной активности Белавенцева гораздо ниже, чем кипучая деятельность его предшественника (ныне главкома войск Росгвардии), и в этой ситуации Михаил Ведерников мог просто не вписаться в новую команду.
Северо-Кавказская редакция EADaily