Обстрелы Донбасса как средство внутриукраинских политических разборок
В Донбассе вновь неспокойно. Украинская армия вновь начала массированные обстрелы территории Донецкой народной республики (ДНР) из тяжёлого вооружения — в ход пошли 120- и 82-миллиметровые миномёты и 122- и 152-миллиметровые орудия. Обстрелам были подвергнуты территория бывшего донецкого аэропорта, Ясиноватая и окрестности Макеевки.
Интересно, что накануне колонию в Макеевке, где содержатся пленные украинские силовики, посетили народный депутат Украины Надежда Савченко и руководитель украинского центра освобождения пленных "Офицерский корпус" Владимир Рубан. И поэтому власти ДНР сразу связали этот обстрел с посещением Савченко украинских военнопленных.
Вообще, в последние дни Савченко вновь оказалась в самом эпицентре политической жизни Украины. Она умудрилась стремительно пройти путь от украинской Жанны Д'Арк до маршала Петена. И теперь украинские официальные лица и СМИ обвиняют бывшую национальную героиню в антиукраинских действиях, а некоторые даже в сотрудничестве с "врагом".
Ей даже грозит привлечение к уголовной ответственности за госизмену. Депутат от фракции БПП Татьяна Рычкова заявила с трибуны Верховной рады, что Савченко во время посещения позиций украинских военных в Донбассе призвала солдат оставить свои позиции и идти в Киев для совершения государственного переворота.
Сама Савченко и её близкие считают, что это часть информационной кампании по дискредитации неугодной властям фигуры. Чьи мысли о необходимости налаживания диалога с жителями ДНР и ЛНР идут вразрез с официальной линией "на войну до победного конца".
Комментируя последние события, Савченко попросила поддержки у украинской и мировой общественности. "Прошу всю Украину поддержать меня, как поддерживали меня тогда, когда я была в плену. Я сейчас сознательно пошла на риск своей жизнью, чтобы освободить наших украинских пленных и довести гуманитарную составляющую минского процесса до финала. Прошу поддержки у Украины и мира. Мне очень нелегко, но я борюсь!" — написала она на своей странице в "Фейсбуке".
Конечно, если против Савченко всё же возбудят уголовное дело и осадят (что вполне вероятно) — это будет довольно интересный зигзаг судьбы. Быть врагом для пророссийских сил, а меньше чем через год после освобождения стать врагом уже для радикальной украинской общественности. И сменить российскую тюрьму на украинскую — это вряд ли кому могло прийти в голову ещё год назад, когда Савченко триумфально встречали на Украине как национального героя.
Однако в истории с последними обстрелами интересно другое — эскалация в Донбассе становится традиционным способом политической борьбы для властей Украины. Достаточно вспомнить, как в декабре прошлого года с помощью эскалации напряжённости официальный Киев пытался отвлечь внимание общественности страны (да и международной) от коррупционного скандала с участием президента Петра Порошенко. После того как беглый украинский депутат Александр Онищенко начал публиковать компромат на Порошенко, в частности факты активной покупки командой президента голосов в Верховной раде.
Когда эскалация напряжённости используется для решения внешнеполитических задач, например, сохранения антироссийских санкций, это ещё можно хоть как-то понять. Но убивать людей, которых ты считаешь собственными гражданами, для отвлечения внимания от внутриполитических скандалов — это уже за гранью добра и зла.
И именно поэтому вряд ли стоит ожидать в ближайшее время не то что урегулирования ситуации в Донбассе, но даже стабилизации ситуации и соблюдения сторонами соглашения о перемирии. Пока власти в Киеве не станут прислушиваться к людям, которые говорят о том, что с гражданами своей страны, при всех твоих антипатиях к ним, надо садиться за стол переговоров и договариваться с ними, а не убивать их.