ВМФ России у берегов США: это не агрессия, это просто работа
16 марта Соединенные Штаты снова обнаружили у себя занозу.
В первый раз заноза дала о себе знать еще в конце февраля 2014 года, когда появилась на Кубе. Официально цель визита занозы была тогда самой невинной — участие в международном антинаркотическом учении «Шторм-2014», проводившемся в акватории Карибского моря. Но, на всякий случай, у янки, что называется, зачесалось…
Заноза в своем праве
Заноза оказалась кочующей. Она то уходила на север, то возвращалась. Ее видели то у Норфолка, возле главной военно-морской базой Атлантического флота ВМС США, то в окрестностях базы подлодок в Нью-Лондоне и Гротоне, носящего скромное прозвище «Home of the Submarine Force».
В общем, американцы о занозе знали, в нее тыкали пальцем и даже, чего уж там, хихикали над ее небольшими размерами. Когда заноза в первой декаде марта 2017-го откочевала в Гавану, комментаторы в американских СМИ поспешили объявить, что все — заноза наконец-то «слилась», о ней можно забыть. Короче, у нас, мол, уже не чешется.
Но эта радость оказалась преждевременной.
В середине марта 2017 года заноза из Гаваны плавно переместилась к военно-морской базе Кингс-Бей, где привыкли отдыхать от трудов праведных стратегические атомные подводные ракетоносцы типа «Огайо». После чего у американских комментаторов желание поехидничать сменилось явным раздражением и разноформатными «выражениями озабоченности». К занозе подогнали четыре вымпела ВМС США, которые принялись очень укоризненно на нее смотреть.
Демонстрация повышенного внимания на занозу никакого впечатления не произвела, поскольку та находилась вне пределов государственных вод Соединенных Штатов Америки, а значит была в своем праве. К тому же, заноза называлась «средний разведывательный корабль «Виктор Леонов» и, уже по одной этой причине, была совсем не против соседства с американскими военными кораблями.
Почему одной кувалды мало
Следует отметить, что боевая мощь Вооруженных сил базируется не только на богатом арсенале средств поражения. Последний будет абсолютно бесполезен, если его не дополнить столь же богатым арсеналом средств обнаружения и целеуказания. Проще говоря, мало иметь кувалду. Надо еще знать, куда ею бить.
Именно по этой причине советский военно-морской флот располагал достаточно большой группировкой кораблей-разведчиков. На регулярной основе они патрулировали в морях и океанах, а также у побережья «вероятного противника», осуществляя визуальное наблюдение, радиотехническую/телеметрическую разведку и т. д.
Последующие за распадом Союза «лихие девяностые» больно ударили по этим кораблям отечественного ВМФ. Многие из них оказались списаны и утилизированы. Но начавшееся в «нулевые» возрождение флота заставило вспомнить и о разведчиках… И те вновь вышли на привычные маршруты.
Привыкшие после 1991 года к почти полной монополии на ведение морской разведки страны НАТО с большим неудовольствием стали все чаще обнаруживать по соседству с собой старых знакомых, вышедших на работу уже под Андреевским флагом.
Первоначально над «Леоновым» и Ко действительно потешались. На фоне бороздящих моря и океаны армад натовских кораблей одинокие российские разведчики смотрелись не то, чтоб внушительно. Но последние курсировали не только по Атлантике. С течением времени они стали подбираться и к Гавайям. По мере увеличения числа рейсов российских разведчиков, оценка их деятельности стала меняться.
Когда в декабре 2004 года на судостроительном заводе «Северная верфь» под скромным названием «судно связи» был заложен головной разведывательный корабль проекта 18280, один из американских военно-морских офицеров прокомментировал данное событие предельно кратко, но очень емко: «Новая заноза!»
От истерики к признанию
После весны 2014 года иностранные СМИ, освещающие деятельность российских разведывательных кораблей, периодически стали срываться уже в откровенную истерику.
Так, например, 26 октября 2015 года американская газета The New York Times опубликовала материал под заголовком «Русские корабли возле кабелей для передачи данных: слишком близко к зоне комфорта США» (Russian Ships Near Data Cables Are Too Close for U.S. Comfort), в котором обвинила российский флот в появлении там, где не следует.
Газета, обладающая самой большой среди печатных изданий США коллекцией Пулитцеровских премий, обвинила «русские субмарины» и «шпионские суда» (Russian submarines and spy ships) в агрессивных действиях.
В чем же эти действия заключались? Из текста статьи следовало, что под «aggressively operating» издание понимало присутствие российских кораблей неподалеку от подводных оптоволоконных кабелей, обеспечивающих работу интернета. Мол, если что, русские «рубанут» эти самые кабели, и немедленно наступит информационный Армагеддон. Ох, недаром по Атлантическому океану кружило страшно подозрительное российское океанографическое судно «Янтарь», приписанное к Главному управлению глубоководных исследований МО РФ!..
После того как президентом США стал Дональд Трамп, страсти несколько поутихли. Мало того, ВМС США даже начали периодически осаживать Fox News и другие американские СМИ, склонные к раздуванию сенсаций в стиле «Русские близ пляжей Майами. О боже, мы пропали!»
Так, 18 февраля 2017 года официальный представитель Пентагона капитан ВМС Джефф Дэвисобъявил, что считает правомерным пребывание разведывательного корабля ВМФ России «Виктор Леонов» в международных водах у Восточного побережья США, поблизости от крупнейшей военно-морской базы ВМС страны. «Они [русские] не входили в наши территориальные воды, и таким образом это выглядит правомерно, и очень похоже на операции, которые мы проводим сами», — признал Дэвис.
Одним — счастливого плавания, другим — терпения
Представителя ВМС неожиданно поддержал и сам Трамп, сообщивший, что, конечно, можно было бы и бахнуть по российскому кораблю, патрулирующему в 30 милях от американского побережья…
Таким образом, можно констатировать, что период повторного привыкания Запада к вояжам отечественных разведывательных кораблей миновал. Медленно, но неуклонно ВМФ России продолжает отыгрывать назад те позиции, которые были потеряны после распада СССР. Это хорошо, и это правильно.
Остается только пожелать счастливого плавания «Виктору Леонову» и его собратьям. Что же до американцев, им мы пожелаем терпения. В конце концов, обмен разведывательными визитами — это тоже составляющая всемирной стратегии взаимного сдерживания. Без которой наш мир давно бы мог докатиться до термоядерного Армагеддона.
https://riafan.ru/664831-vmf-rossii-u-beregov-ssha-eto-ne-ag...