Чего ждать от Эрдогана, получившего абсолютную власть в Турции?
Эрдоган шел к тому, чтобы стать президентом Турции и иметь неограниченную власть с самого начала своей политической карьеры.
Эрдоган является чрезвычайно опытным и очень реалистичным политиком. Он прекрасно понимает, что в Турции у него очень много врагов, он понимает, что в Турции есть очень много людей, которые хотели бы его не только сместить, но и отправить в заключение, и считает, что единственный способ ликвидировать эту угрозу – сконцентрировать власть в своих руках, чем он и занимается с тех пор, как пришел к власти.
Эта идея к нему пришла давно и связана она была со следуюющим фактором: согласно конституции Турции – главной государства является премьер-министр, и один и тот же человек не может занимать этот пост больше трех раз.
Эрдоган уже трижды занимал этот пост и больше у него нет возможности возглавлять государство, как согласно конституции, так и уставу его партии. С самого начала представители Партии развития и справедливости заявляли, что они не будут под Эрдогана менять конституцию, поэтому Эрдоган решил выдвинуться на пост президента, но этот пост не давал ему достаточно власти, поскольку в Турции должность президента имеет номинальных характер, как, например, в Германии.
Именно под себя Эрдоган и решил изменить конституцию Турции, чтобы пост, который он занимает, перестал быть номинальным и стал реальным.
Фактически, победа на референдуме дает Эрдогану неограниченную власть, например, даже ликвидируется пост премьер-министра, а президент одновременно становится и главной государства, и главой правительства.
Для того, чтобы ему было проще работать он назначает себе вице-президента или вице-президентов. Поскольку он сам их назначает, а не парламент, Эрдоган будет выбирать самых близких и преданных людей, что опять же будет способствовать концентрации власти в его руках.
Что касается внутренней политики, результаты референдума показали, что в целом около половины населения противостоит избранному Эрдогану курсу.
Если сравнивать его с президентом России Владимиром Путиным, которого поддерживает или не сопротивляется его курсу около 80% населения, становится понятно, что в Турции ситуация совершенно иная. Там активной оппозиции значительно больше – около 50% населения.
Это люди, которые не столько проголосовали против конституционной реформы, сколько сказали лично Эрдогану и его власти – «нет». Поэтому сейчас все усилия Эрдогана будут направлены на борьбу с этой оппозицией.
Однако 50%, которые проголосовали за реформу, это довольно большое число людей – более 30 млн человек, тем нее менее они довольно разобщены. Поэтому Эрдогану придется заняться тем же, чем он и занимался ранее, бить оппозицию по частям, заключая временные союзы с другими оппозиционными группировками.
Первый удар придется на курдов, с которыми он долгое время заигрывал и с помощью них уничтожал кемалистскую оппозицию.
С началом образования курдской автономии в Сирии, Эрдоган заключил союз с турецкими националистами против курдов, посадил за решетку ряд курских политических и общественных деятелей. Это так понравилось националистам, что даже лидер их партии в парламенте призывал голосовать на референдуме за конституционную реформу.
Второй удар придется на кемалистскую оппозицию – сторонников светского национального независимого государства, которые еще достаточно сильны, они находились у власти до 2002 года, пока Эрдоган не выиграл на парламентских выборах.
Наконец, третий удар будет по турецким западникам, которые недовольны концентрацией власти в руках Эрдогана. Хотя они и без того имеют довольно слабые позиции в Турции, не исключено, что на первых порах и с ними возможен стратегический союз.
Что касается внешней политики, то сейчас Эрдоган не будет активизироваться в этом направлении. Он уже попытался это сделать, поддержав арабскую весну, но все его усилия провалились. Поэтому сейчас он будет следить за противостоянием российской и американской моделей, и в зависимости от того, какая сторона будет побеждать, он примкнет к победителю.
Если в Сирии реализуется именно американский проект, то Турция будет активнее интегрироваться в НАТО, теснее сотрудничать с США, противостоять Ирану и России в регионе.
Если же в Сирии победу одержит российский проект, а США будут играть на вторых ролях, то он постарается наладить отношения с Россией, возможны очень серьезные прорывы по линии российско-турецких отношений по сотрудничеству в рамках евразийского союза, ОДКБ, шанхайской организации сотрудничества, возможен прорыв в военно-техническом направлении, а также в области космоса.
Ну, и разумеется, в области энергетики, так как у нас до сих пор не реализованы совместные проекты по строительству «Турецкого потока» и атомной станции «Аккую».
Читайте также: В Сирии появился «спецназ из СССР»: Бойцы из Средней Азии, Кавказа и Закавказья прибыли в Хаму