Наш День – Победы. Их – памяти и примирения
Накануне нашего Дня победы 9 мая цивилизованное человечество (вернее та его часть, которая считает себя наиболее цивилизованной) отмечает свой День окончания Второй мировой – 8 мая.
Называется этот праздник – День памяти и примирения.
В принципе название правильное. Поскольку отмечать Победу в Европе, одна половина которой сотрудничала с нацистами, а вторая была оккупирована и освобождена только с приходом советских войск и союзников – было бы странно.
Кому там отмечать победу? Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Швеции? Или Польше? Кто из них кого победил?
Про Италию с Муссолини и Испанию с генералом Франко (который каким-то хитрым образом остался у власти после окончания войны, хотя испанские подразделения участвовали в блокаде Ленинграда) и говорить не приходится.
Формально в число победителей Второй мировой записана Франция – но это сугубо формально. Просто СССР, США и Великобритания широким жестом включили Францию в число победителей. США и Великобритания из своих политических соображений, СССР – из своих. Конечно, свой вклад в победу французы тоже внесли, но относить их к победителям – большая натяжка.
Единственная европейская страна, кроме России, которая может считать себя победителем – это Великобритания. Но и тут нужен ряд оговорок. Второй фронт союзники открыли, грубо говоря, "к шапочному разбору". Наземная операция американских и британских войск была если и не прогулкой, то преимущественно преследованием отступающих войск вермахта. Часть их постоянно перебрасывалась на восточный фронт, а другая под конец войны преднамеренно открывала путь союзникам, чтобы они вошли в Берлин раньше советских войск.
На счету американцев есть одна крупная, сложная и кровопролитная операция – это высадка в Нормандии, которая и является для США главным событием войны в Европе. А на счету Великобритании и этого нет.
Но самое главное – по итогам Второй мировой Великобритания утратила статус сверхдержавы, уступив мировое доминирование Штатам и перестала быть империей. Поэтому считать Вторую мировую победоносной войной для британской короны никак нельзя.
Вот и получается, что праздновать победу во Второй мировой в Европе особенно некому. Поэтому правильно называется ее праздник, исторически верно.
Однако хотелось бы, чтобы цивилизованная Европа, помня о самой войне, ее жертвах, ужасах и лишениях, помнила и о том, кто освободил ее от нацизма, уничтожил логово зверя, вынудив звериного вожака в страхе убить себя, не дожидаясь ареста. О том, кто принял на себя главный удар нацизма, кто жизнями своих солдат спас жизни миллионов европейцев.
Стала бы Франция победителем Второй мировой, пусть даже формальным, если бы советские войска не сдержали удар вермахта в 41-42 годах? Если бы в 44-м ограничились очисткой территории Советского Союза от оккупантов? Вряд ли.
Насколько больше бомбардировок обрушилось бы на Великобританию, если бы Гитлер 7 ноября 1941 года был в Москве, как он планировал? Выдержала бы Великобритания удар вермахта, если бы его основные силы не завязли на восточном фронте? Неизвестно.
Хотелось бы, чтобы об этом помнили тоже. Как и о том, что многие тысячи или даже миллионы европейцев своей жизнью обязаны тем, кого они порой считают нецивилизованными варварами.
Ведь если бы не "русские варвары", то американские ядерные бомбы в 45-м полетели бы, вероятнее всего, на европейские города, причем не только на Дрезден и Берлин. И на что тогда был бы сегодня похож Евросоюз? Да и был бы он?
Хотелось бы еще, чтобы помнили, что "варвары" для победы над нацизмом построили самый лучший танк Второй мировой, а для его эффективного выпуска разработали технологию автоматической сварки. Что первыми оснастили танки дизельными двигателями, создали первую массовую систему залпового огня и многое другое.
И воевали "варвары" не только бросаясь от безысходности на амбразуры, но и проявляя выдающееся мастерство как в управлении войсками, так и в управлении техникой. Советским танкистам принадлежат рекорды по числу уничтоженных танков противника в одном бою и за все время войны, советским летчикам – рекорды по числу сбитых самолетов противника.
Военное искусство, которого советские войска достигли к концу войны, выразилось не только во взятии Берлина – самого большого и хорошо укрепленного города, который был взят в истории войн. Но и в ликвидации Квантунской группировки в ходе дальневосточной кампании – именно это, а не ядерная бомбардировка, вынудило Японию согласиться на безоговорочную капитуляцию. Причем в ходе ликвидации Квантунской группировки мирное население почти не пострадало, в отличие от Хиросимы и Нагасаки, где все было ровно наоборот.
В общем хотелось бы, чтобы цивилизованная Европа помнила обо всем этом.
И еще о том, что не последнюю роль к начале Второй мировой войны сыграл Мюнхенский сговор, подписанный Великобританией и Францией.
Но помнить обо всем – наверное, слишком сложно. Наверное, это выше европейских сил, выше возможностей самой цивилизованной части человечества.
Поэтому пусть европейцы помнят хотя бы о том, кто на самом деле победил во Второй мировой, кто уничтожил логово зверя, кто принял на себя главный удар нацизма и понес наибольшие потери. Если будут помнить об этом – этого уже будет немало.
Будут помнить историю – тогда и примирение будет.
Хорошей памяти и крепкого мира тебе, Европа!
Александр Русин
➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/107563/18472/-