В США могут повториться Чернобыль и Фукусима
На территории крупнейшего в США хранилища ядерных материалов в Хэнфорде 9 мая произошло обрушение тоннеля, в котором находились вагоны с радиоактивными отходами производства оружейного плутония.
На предприятии объявили чрезвычайное положение, сотни сотрудников перешли в укрытия. В зоне аварии содержится более 25 миллионов литров радиоактивных отходов.
Производство плутония в Хэнфорде свернули после окончания холодной войны, однако на территории комплекса площадью в 1518 квадратных километров все еще находятся 177 могильников с высокоактивными жидкостями — две трети всех радиоактивных отходов США.
Двадцатилетний (проектный) срок службы резервуаров давно истек, и по оценкам 2013 года около 2% отходов уже вытекли в окружающую среду.
Министерство энергетики США контролирует Хэнфордский комплекс с 1977 года. Очистительные работы (перезахоронение отходов) на предприятии идут с 1980 года, будут продолжаться до 2060 года и обойдутся американцам в 100 миллиардов долларов.
На территории комплекса расположены Колумбийская АЭС компании Energy Northwest и ряд научно-исследовательских организаций. Вроде бы в последние десятилетия Хэнфорду удалось перепрофилироваться на производство электроэнергии и научно-исследовательскую деятельность.
По соседству расположены Национальный парк Флатхед, национальные заповедники Пайетт, Биверхед-Дирлодж.
И ранее обнародованы гуманистические планы превращения Хэнфордского ядерного комплекса в национальный парк, в котором якобы «все очищено и совершенно безопасно, все радиоактивные материалы находятся очень далеко».
Между тем специалисты не первый год обращают внимание американского правительства на недостаточный контроль хранения радиоактивных отходов и течи из емкостей в Хэнфордском комплексе.
Какие угрозы таит для американцев Hanford Nuclear Reservation?
Инцидент или катастрофа
По информации официального представителя Хэнфордского центра Дестри Хендерсона, никто из сотрудников не пострадал и признаков радиационного заражения не обнаружено.
Некоторые российские эксперты также считают, что инцидент не является радиационной аварией.
И все же авария на ядерном объекте — налицо. Подобные инциденты происходят регулярно. Утечку из крупного резервуара с ядерными отходами в 2016-м некоторые сотрудники Хэнфордского центра назвали «катастрофой», тогда пострадали 42 человека.
Несколько недель ушло на ликвидацию крупной утечки радиоактивных отходов в 2013-м, когда оказались повреждены шесть подземных резервуаров. За год только из одного вытекало до 1000 литров радиоактивных веществ. А еще стало известно, что Hanford Nuclear Reservation может взорваться из-за скопившегося в хранилище водорода.
В американском Совете по безопасности ядерных объектов подтвердили эту тревожную информацию.
Специалисты считают Хэнфорд самым радиоактивно загрязненным городом в Западном полушарии. Очевидно, расположенным неподалеку трем городам с общим населением 200 тысяч человек также угрожает радиация. Аналогичную тревогу испытывают в США, пожалуй, только жители города Сент-Луис в штате Миссури.
Безусловно, захоронения радиоактивных отходов десятилетиями негативно влияют на здоровье американцев. И, возможно, худшее — впереди. Угрозы, связанные с технологической отсталостью и естественным износом изолирующих материалов, очевидны. Не существует ни одного технического решения или материала, которые могли бы работать столетиями.
А кроме того, неустойчивое состояние Hanford Nuclear Reservation может заинтересовать террористов или иных врагов Америки.
Эхо Нагасаки
Хэнфорд — небольшой город на северо-западе США (округ Бентон, штат Вашингтон), расположенный в 260 километрах от границы с Канадой.
«Призрачные города» Хэнфорд и Уайт-Блаффс в начале 1940-х были эвакуированы правительством США, чтобы освободить территорию для реализации «Манхэттенского проекта». Здесь Соединенные Штаты построили первый в мире реактор для промышленного производства оружейного плутония.
Продукцию Хэнфорда использовали при испытании ядерного заряда на полигоне в Аламогордо и для создания ядерного «Толстяка», сброшенного на японский город Нагасаки 9 августа 1945 года.
В годы холодной войны комплекс постоянно расширялся, появились девять ядерных реакторов и пять линий химической сепарации, на которых американцы произвели 57 тонн оружейного плутония (более двух третей всего плутония США). Последний действующий реактор был закрыт в 1987 году, однако остались миллионы литров радиоактивных отходов.
Меры предосторожности и способы утилизации оказались недостаточно строгими.
Официальные документы американского правительства подтверждают факты сброса значительных количеств радиоактивных материалов в атмосферу и реку Колумбия, что гарантирует многолетние отрицательные последствия для населения и состояния экосистемы.
Если подобные нарушения американские специалисты-ядерщики допускают на территории США, можно представить степень их свободы за рубежом.
Одиннадцатого марта 2011 года на АЭС «Фукусима-1» в Японии произошла одна из крупнейших в мировой истории аварий, которой был присвоен максимальный — седьмой — уровень по международной шкале ядерных событий. И здесь присутствуют интересы могучей американской корпорации General Electric.
В декабре 2013 года «Фукусиму-1» официально закрыли, на территории АЭС продолжаются работы по ликвидации последствий аварии. По прогнозам специалистов, для приведения ядерных реакторов и прилегающей местности в стабильное и безопасное состояние может потребоваться около 40 лет.
Однако радиоактивное пятно расползается, АЭС «Фукусима» продолжает сбрасывать в Тихий океан 300 тонн радиоактивных отходов ежедневно.
В 2011 году около половины образцов рыбы в прибрежных водах Фукусимы содержали объем радиации, значительно превышающий норму. Сегодня следы радиации заметны в океане далеко от восточного побережья Японии.
С годами люди привыкают к радиационным катастрофам, деловито сравнивают Чернобыль и американскую АЭС Indian Point, последствия радиоактивного заражения АЭС «Фукусима-1» и потенциал Хэнфорда, видя в этом неизбежные издержки технологической революции.
Так ли они неизбежны, и сколько еще инцидентов с радиоактивными материалами должно произойти, чтобы на первый план вышли проблемы экологической безопасности, здоровья и жизни людей? Ядерные технологии должны служить, а не угрожать человечеству.
Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»