«Премьер» в небе: самолет-разведчик узнает все секреты противника
Недавно министр обороны Сергей Шойгу рассказал стране о будущих возможностях нового авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер»:
«Данный комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении. Его разработка обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения».
У А-100 есть предшественник — А-50. Это авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления или сокращенно комплекс ДРЛОиУ (иначе еще говорят система ДРЛОиУ). За рубежом такие системы называются AEW&C, что расшифровывается как «Airborne early warning and control», то есть «Раннее предупреждение и управление в воздухе».
Все же федеральные СМИ повторяют слова Сергея Шойгу, который назвал А-100 «многофункциональным авиационным комплексом радиолокационного дозора и наведения».
Скорее всего, формулировка эта отнюдь не случайна и не только раскрывает функциональные особенности нового комплекса, но и позволяет отследить изменения в военном языке. А-100, в отличие от своего предшественника А-50, будет не наблюдателем, а дозорным.
Летающие радары
Комплекс ДРЛОиУ — это система радаров и соответствующего оборудования, устанавленного на борту самолета. С воздуха, как известно, видно лучше, да и пределы радиогоризонта отползают дальше. Поднявшись на многокилометровую высоту, такой самолет способен обнаруживать противника на большом расстоянии и наблюдать за его действиями, координируя силы союзных войск и раздавая целеуказания прямо с воздуха.
Второе преимущество такого расположение радиолокационной системы (РЛС) заключается в мобильности авиаплатформы. Например, самолет А-50 еще советской разработки может удалиться на тысячу километров от своего аэродрома и там барражировать на протяжении четырех часов, а в случае дозаправки в воздухе и все семь.
А ведь тысяча километров, это, скажем, как от Питера до Липецка или как от Хабаровска до Курил. Так что, имея на вооружении достаточное количество самолетов ДРЛОиУ можно в кратчайшие сроки перебросить их в любую точку воздушного пространства страны и определить там силы противника.
Особенно это актуально в случае с Россией, граница которой имеет протяженность около 61 тысячи километров (а это почти на 21 тысячу больше, чем длина окружности экватора Земли).
Самолеты ДРЛОиУ сложны и дороги, поэтому далеко не у всех стран они имеют их на вооружении. Достаточно богатых армий, где генералы обладают такими игрушками всего девятнадцать. С одной стороны, немало, с другой, например, у Германии такого вооружения нет.
«Премьер» в дозоре
По данным ЦРУ, у России есть 15 самолетов ДРЛОиУ А-50 и А-50У. По данным СМИ, у нас 25 А-50 и, как минимум 4 А-50У.
A-50 «Шмель» поступил на вооружение в 1989 году, а его модификация А-50У увидела свет в 2011-м. Модернизация заключалась в обновлении радиоэлектронной начинки, главным образом, за счет перехода с аналоговых систем на цифровые. В результате увеличились возможности комплекса и дальность его полета, что немаловажно для такого вооружения.
Сейчас А-50У продолжают производить на базе Ил-76МД и прекращать производство в ближайшей перспективе, видимо, не собираются. Сначала служить «Шмелю» и «Премьеру» придется на пару. В принципе, это обосновано эксплуатацией: оба комплекса все равно созданы на базе модификаций одного и того же Ил-76. Однако радиоэлектронное оборудование комплекса А-100 смонтировано уже на Ил-76МД-90А с новыми двигателями.
Очевидно, что не только смена авиационной платформы стала мотивом к разработке новой системы ДРЛОиУ.
В основе оборудования А-100 антенна с активной фазированной решеткой — популярная в последнее время «игрушка» у российских военных.
Система «Премьер» многофункциональна. Это значит, что спектр его применения чрезвычайно широк. Это может быть обнаружение целей, наведение на них группы союзных истребителей и бомбардировщиков, или же транслирование полученной информации наземным войскам и штабу, а также самостоятельное выполнение функции командного пункта или все это вместе на расстоянии тысяч километров от родного аэродрома и в течение многих часов.
Экипаж самого самолета — 5 человек и еще 10 специалистов может быть размещено в качестве тактического экипажа. «Премьер» будет сопровождать сотни вражеских целей самого разнообразного калибра и осуществлять целеуказание на них союзным войскам.
Дальность обнаружения таких целей, как бомбардировщик и истребитель составит более 650 км и 300 км соответственно. Пусковую установку тактической ракеты «Премьер» распознает с расстояния более 300 км. Примерно с такого же расстояния «увидит» танковую колонну. Дальность же обнаружения кораблей в море ограничивается только радиогоризонтом.
Информация в войне играет все большую роль. Эффективными остаются только те армии, которые умеют получать максимум информации о противнике и грамотно ею оперировать. И в этой сфере Россия все больше наращивает обороты.