Юные блогерши Латвии: мы новая нация — латвийские русские
Финское издание Yle сообщило накануне о формировании в Латвии новой идентичности – «латвийских русских». Этот гражданский феномен якобы родился на волне глобальных изменений на Западе, связанных с Brexit и Трампом. Однако на поверку оказалось, что речь идет о бытовом предательстве своих национальных корней ради комформизма и лояльности латвийских властей.
История основана на примере двух русских девушек Ксении Колесниковой и Анны Штефан, которые решили стать полноценными гражданами Латвии.
Чтобы получить латвийское гражданство, им предстояло пройти через специфическую процедуру в Гражданско-миграционной службе: не только сдать тесты по латвийскому языку и истории, но также спеть гимн Латвии перед экзаменационной комиссией.
Неудивительно, что из 500 тыс. проживающих в Латвии русских гражданством обладает лишь половина. Остальная часть – это владельцы так называемых серых паспортов, неграждане, которые за свою национальность лишены права голоса и безвизового доступа в Евросоюз.
По словам Анны Штефан, такая ситуация связана с моральным протестом русских сдавать экзамен на гражданство в стране, в которой они родились. Негражданство для них – это дело принципа, которого придерживалась и сама Анна, пока её коллега по работе Ксения Колесникова, выросшая в латвийской среде, не убедила её попробовать сдать тест.
Обе девушки учили латвийский язык в школе и даже изучали на нем остальные предметы. Однако только теперь Анна сумела побороть свой внутренний протест против неудобства использования неродного языка.
Прием в Гражданско-миграционной службе девушки описали как гостеприимный: и тест оказался легким, и сотрудники милыми – без «национализма и провокаций». Правда, Ксения, у которой был «отличный преподаватель по латвийскому», завалила гимн, а Анна в день экзамена вообще уехала к родственникам в Россию.
Тем не менее, обе ратуют за новую идентичность «латвийских русских», о которой сообщается в исследовании Латвийского университета об «учащихся школ национальных меньшинств». На примере журналисток Ксении и Анны финское издание заявило о том, что эта идентичность станет в Латвии национальностью будущего, и даже вкратце описало её черты.
После «неожиданного прозрения», которое осенило двух подруг после сдачи теста на гражданство, они стали избегать празднования 9 мая в Рижском Парке Дня Победы. Сам праздник разгрома фашизма они называют «политической позицией», которую они не хотят принимать, а участников мероприятий – «сердитыми русскими» и «странными людьми».
Отрицание советской победы над Гитлером стало главным результатом мытарств русских девушек в получении латвийского гражданства. Очевидно, это именно тот контраст, который добиваются власти Латвии у подрастающего поколения русских, чтобы узаконить курс русофобии и этнической сегрегации.