Остановить врага под Москвой помогли спички, пластилин и игрушечные танки
Первые месяцы войны. Михаил ГОРИККЕР - начальник Московского танкотехнического училища, которое перевели в 1938 году под Киев, назначен руководителем подготовки обороны города. Домой приезжает ночью на два-три часа. Но вместо того чтобы хоть немного поспать, сидит за столом, составляя странные конструкции из спичек и игрушечных танков, которые забрал у сына.
- Мне было 15, игрушки уже не интересовали, и я удивлялся, зачем они отцу, - вспоминал потом Владимир Гориккер, ставший известным режиссером. - Думал, от усталости он не может заснуть, вот и занимается всякой ерундой, скрепляя спички пластилином. Однажды он приехал домой с полигона и радостно завопил: «Два танка запороли!» Это было совсем странно. Чтобы отец, который каждую машину, как ребенка, опекал, радовался, что танк испортили?!
А произошло вот что. 3 июля 1941 года, на двенадцатый день войны, Государственная правительственная комиссия провела испытания противотанкового препятствия - шестиконечной звездочки, изготовленной по предложению генерал-майора техвойск товарища Гориккера. Испытания прошли успешно: клык заграждения попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки третьей линии заграждения уперся в днище носовой части танка и приподнял машину. В таком положении танк не мог двигаться, и его можно было уничтожить из артиллерийского орудия, при этом участок, где установлены «ежи», пристрелять заранее
На ежах фото немецких танков и нет наверное. Они просто не шли на эти препятствия.
На этом фото похоже момент испытания оборонительной линии.
Восхищала простота конструкции заграждения. Металлический профиль или рельсы нужно было нарезать на куски определенной длины и сварить в виде буквы Ж. Но важно было правильно расставлять звездочки - два-три ряда в шахматном порядке, на расстоянии в две трети ширины танка. Тогда первый «еж» под наехавшим на него танком переворачивался и втыкался острием в днище, а второй «подлезал» под машину и ставил ее на дыбы. Военные специалисты считают, что это изобретение стало революционным. «Ежи» на 90 процентов останавливали танковую атаку, и, если бы не они, неизвестно, чем обернулась бы битва под Москвой.
К слову, авторство Михаила Львовича в пылу войны как-то забылось. «Ежи» считали чуть ли не народным изобретением. Справедливость была восстановлена лишь в 2000 году, когда в домашних архивах семьи Гориккеров обнаружили чертежи, описания и тот самый акт Правительственной комиссии. А Владимир Михайлович добился открытия мемориальной доски отцу.
http://www.eg.ru/daily/hitech/66144/
Кстати
В 1941 году под Москвой установили 37,5 тысячи «ежей». За весь период войны было изготовлено примерно два миллиона.
П.С.
Ежи менее эффективны, чем минные заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой.
Ёж устанавливается на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц).
Бетон не годится — по бетону ёж будет скользить. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа; выступающая балка может даже пробить днище.
Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём — противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи Гориккера должны иметь размер до 1 м в высоту — больше дорожного просвета танка противника, но ниже верхнего края нижнего лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров — ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет.
Чтобы усложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Михаил Львович Гориккер подумал, а что если сделать заградительное препятствие ниже танка, а не выше, чуть-чуть выше клиренса танка, это было первое революционное решение. Тогда передняя часть танка наехав на грань торчащего ежа начинала его толкать, а толкая переворачивать. Удивительно как вовремя генерал предложил свое изобретение, на акте об испытаниях так называемой "звездочки" стоит дата 3 июля 1941 года.
На изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы были пущены стальные балки, изначально предназначавшиеся для строительства Дворца Советов.
https://www.youtube.com/watch?v=VkjR5qK2aXg
Правда, немцы довольно быстро догадались, что сперва следует делать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Здесь в некоторой мере им помог тот факт, что ежи никак не закреплялись к поверхности земли. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла довольно быстро проделать брешь для прохода войск.
Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с ежами, а также, при возможности, размещением пулеметов или противотанковых пушек недалеко от заграждения. Таким образом, попытки растащить ежи или привязать их к танку сурово наказывались пулеметным, а то и артиллерийским огнем.
Вскоре появился еще один прием для затруднения проделывания проходов: ежи стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и саперам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами ежи. И делать все это под огнем противника.
Немцы затем применяли это изобретение на Западном фронте и при обороне Берлина.
Немецкие войска вывезли 20.000 ежей и использовали их при обороне Берлина. Немцы настолько уверовали в эффективности русских ежей что стали устанавливать их не только на суше, но и на море в 1944 году их разместили в проливе Ла Манш на мелководье у берегов Нормандии против десантных барж союзников. Хотя точных и достоверных данных о том что это были именно те ежи которые стояли на подступах к Москве нет.