РУССКАЯ КНЯГИНЯ
Вера Аполлоновна Макарова родилась в Москве, 24 июня 1911 года, в семье бакинского вице-губернатора Аполлона Аполлоновича Макарова. В 1920 году, её семья по известным причинам бежала из России, сначала в Константинополь, потом в Париж.
Окончив французскую среднюю школу, Вера, обладавшая особой внешней привлекательностью, стала работать манекенщицей, ведь ей приходилось кормить себя и своих близких. Но манекенщицей она проработала недолго. Обладая живым умом, и благодаря знанию языков, Вера (на французском её стали звать – Вики, с ударением на последнем слоге) поступила в контору состоятельного парижанина Жака Артюиса.
В 26 лет Вера Макарова встретилась с Николаем Александровичем Оболенским, сыном бывшего градоначальника Санкт-Петербурга, воспитанника пажеского корпуса. 9 мая 1937г. они обвенчались в соборе Святого Александра Невского.
Их счастливая мирная жизнь продолжалась недолго. Началась война. В Париже было несколько не связанных между собой групп Сопротивления. Одну из таких групп и возглавил Жак Артюис. О.С.М. – Гражданская и Военная Организация. Через некоторое время в организации было уже около десяти тысяч человек. Организация занималась тем, что вызволяла пленных офицеров, изготавливали фальшивые документы, занимались разведдеятельностью, наладила связь с организацией де Голля в Лондоне, добывала оружие и готовила резервистов для перехода к активным боевым действиям.
Вики стала фактически «правой рукой Жака Артюиса. Круг её полномочий был очень широкий: она встречалась со связными и представителями иных подпольных групп, устанавливала контакты с советскими военнопленными, копировала секретные документы. «Катрин» (её псевдоним в Организации), отличалась феноменальной памятью, поэтому никогда не записывала пароли и явки. Отличалась выдержкой и хладнокровием.
Используя свою артистичность, Вера умело меняла внешность, поэтому описания «Катрин» у разных людей сильно отличались. Сам Николай Александрович долгое время не подозревал о существовании «Катрин», и вообще думал, что у Артюиса люди собираются для игры в бридж. Позднее князь Оболенский вступил в Организацию, но Вера, старалась огородить его от активных действий, оставляя мужа на второстепенных ролях. Позднее, она даже отошлёт его из Парижа и распустит слух об их полном разрыве.
В конце 1942 года Жак Артюис был арестован, и погиб в концлагере. Организацию возглавил полковник Альфред Туни, и Вера также была при нём вторым человеком в Организации. Её помощницей по перепечатыванию секретных документов и переправке сведений, стала дочь сенатора, успевшая побывать сестрой милосердия во врангелевской армии – Софья Владимировна Носович. Подруги были знакомы ещё по работе в доме мод.
Софья Владимировна Носович - связная и подруга Вики Оболенской (фото последних лет жизни)
Как-то в парижском метро «Катрин» попала в облаву. У нее с собой был небольшой чемоданчик, доверху набитый листовками. Когда полицейский попросил открыть чемодан, она очаровательно улыбнулась, сделала ему глазки и заговорщически прошептала: «Там небольшая бомбочка». В общем, кокетливую мадемуазель, не подвергнув досмотру, под ручку выводят из оцепления и отпускают восвояси.
С мужем Вера встречалась тайно, поддерживая легенду о своём разрыве с ним.
По следу «Катрин» немцы решили пустить своего агента, некоего Рудольфа фон Мерода, он же – Фредэрик Мартэн. В своё время этот тип выдал гитлеровскому командованию план укреплений линии Мажино, которой надлежало сделать неприступной границу Франции.
В октябре 1943 года был арестован один из главных руководителей ОСМ Ролан Фаржон. В его кармане нашли квитанцию оплаченного им телефонного счета с адресом его конспиративной квартиры.
Во время обыска было обнаружено не только оружие, но и адреса тайных почтовых ящиков в разных городах, имена участников организации и их конспиративные клички. Гестапо, по известным им соображениям, провело аресты в разных городах, но в Париже пока никого не трогало.
В скором времени один из заключенных членов подпольной организации «сломался» и согласился выйти на явку со связным ОСМ Дювалем, которого захватили во время этой встречи. В кармане Дюваля оказалась записная книжка с адресами, в том числе и Софьи Носович.
Подруг арестовали вместе. Когда обеих женщин выводили из дома, скованных одной парой наручников, Вики, увидев на улице свою знакомую, русскую эмигрантку, подняв свою и Софьину скованные руки, пропела из своего любимого романса: «Сегодня нитью тонкою связала нас судьба!» Та поспешила к Николаю Оболенскому, а тот в свою очередь побежал уничтожать бумаги Вики.
Можно только предполагать, через что прошли обе подруги, ведь о жестокости фон Мерода ходили легенды. Софья Носович после этих допросов навсегда оглохла - её били по голове. Вики Оболенская отрицала причастность мужа к Организации, говорила о своём разрыве с ним, и через пару месяцев, не доказав причастность, Николая Оболенского выпустили на свободу. Что девушки молчали, можно понять по тому, что один из следователей дал Вики прозвище: «Княгиня-Ничего-Не-Знаю». Через два месяца Николая Оболенского снова арестовали, требовали, чтобы он написал жене письмо, чтобы она согласилась сотрудничать со следствием. Оболенского отправили в Бухенвальд, где он пробыл восемь месяцев, до того дня, пока не освободили союзники. Из лагеря он вышел едва живой. Он ничего не знал о судьбе жены, поэтому начал её поиски. Ничего не знала, и освобождённая из концлагеря Софья Носович.
Друзья позднее узнали её судьбу: пройдя через все круги ада, 4 августа 1944 года в тюрьме Плетцёнзее (Берлин) русская княгиня Вера Апполоновна Оболенская взошла на эшафот. Ей было только 33 года. Гитлеровцы так ничего и не добились от неё.
Сохранилось свидетельство о таком эпизоде: немецкий следователь с притворным недоумением спросил её, как это русские эмигранты-антикоммунисты могут оказывать сопротивление Германии, воюющей против коммунизма: «Они с ума сошли, что ли? Какой им смысл быть с голлистами, в этом коммунистическом гнезде? Послушайте, мадам, помогите нам лучше бороться с нашим общим врагом на Востоке». На это Вики заявила: «Цель, которую вы преследуете в России, — разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». Тогда немцы принялись за неё по «антисемитской линии». «Я христианка, — ответила им на это Вики, — и поэтому не могу быть расисткой». После вынесения смертного приговора Вере Оболенской было предложено написать прошение о помиловании, но она отказалась.
В специальном приказе от 6 мая 1946 года фельдмаршал Б. Монтгомери написал:
«Этим своим приказом хочу запечатлеть моё восхищение перед заслугами Веры Оболенской, которая в качестве добровольца Объединённых Наций отдала свою жизнь, дабы Европа снова могла быть свободной».
На памятнике жертвам войны в Нормандии установили мемориальную доску с ее именем. Заслуги Вики с некоторой «корректировкой» оценили и в СССР. Ее имя включили в список «группы соотечественников, проживавших во время Великой Отечественной войны за границей и активно боровшихся против гитлеровской Германии». Указом Президиум Верховного Совета СССР наградил ее посмертно в 1965 году орденом Отечественной войны I степени.
Да, Вера Аполлоновна была непримиримой антикоммунисткой, но у этой женщины была русская душа, и огромная любовь, как к своей Родине – России, так и к приютившей её Франции.
Последнее фото Веры Аполлоновны