Столкновение
Фото: УНИАН
Эксперты комментируют произошедшее в майские дни на Украине.
В День Победы украинские радикалы, нападавшие на шествие Бессмертного полка, неожиданно получили ответ: им отвесили увесистых оплеух сразу в нескольких городах. Случилось это и в Харькове, однако особенно жестко в Днепре (так теперь на Украине называется Днепропетровск) и Николаеве.
В Днепре радикалы напали на шествовавших, которые несли копии Знамени Победы и флаги с советской символикой, в результате, по официальным данным, пострадали 14 человек, в том числе шесть полицейских.
В итоге мэр Днепра Б. Филатов, тот самый, который в 2014 г. предлагал обещать «сепарам» что угодно, «а вешать будем потом», на сей раз пригрозил лишить некоторые ветеранские организации средств — в пользу участников т.н. АТО. Кроме того, он сказал, что их представители будут «навсегда» выдворены из городского совета. Эти решения будут приняты на следующей сессии горсовета.
«Вешатель» также пожаловался на ситуацию в полиции города, которую назвал ненормальной. «Если вы помните, я даже публично лишил полицию очередной субвенции из городского бюджета», — сказал городской голова Днепра, пожалевший об отсутствии в его распоряжении «пары сотен громил» и пригрозивший, что «если ситуация не изменится, то в городе будет создан аналог немецкого фрайкора начала двадцатого столетия». Пан Филатов хорошо осведомлен, что выходцы из германских добровольческих корпусов (фрайкоров) позднее стали ключевыми функционерами в руководстве нацистской Германии и НСДАП.
Филатов призвал главу МВД Авакова и генпрокурора Ю. Луценко «навести в Днепре порядок», пообещав в противном случае «подымать людей». «Они хотели “хунту” — они ее получат», — заявил мэр.
Постоянный оппонент Филатова нардеп Александр Вилкул, сопредседатель парламентской фракции «Оппозиционный блок», обвинил власти Днепра в организации провокаций. «Хочу рассказать правду о ситуации в Днепре 9 мая, — написал он в социальных сетях. — Официальные медиа вам не расскажут, что нападавшими на колонну ветеранов и горожан были люди из праворадикальной организации С14, коллегой которых — Денисом Гордеевым еще два года назад в затылок в зоне “АТО” был застрелен офицер СБУ Виктор Мандзик. О том, что финансируется и руководится эта организация мэром Филатовым и нардепом Денисенко. Причем основное финансирование идет из бюджета города, так как многие ее члены трудоустроены в коммунальное предприятие со странным названием “Муниципальная полиция”. Такая себе по факту частная боевая организация из более ста человек за средства налогоплательщиков. А депутат облсовета от партии “Укроп” — Влад Бородин, принявший активное участие в нападениях — совладелец главной подрядной компании Днепра. Подряды на полмиллиарда в год — это реально много. О том, что пострадали шесть полицейских, в том числе — черепно-мозговые травмы, ожоги слизистой, а также больше двух десятков горожан, среди них — ветераны.
Что у радикалов были изъяты ножи, факелы, десятилитровая канистра с зажигательной смесью, непонятные жидкости, похожие на кислоту, балаклавы. Эта же банда за последний месяц порезала ножами и разгромила 27 палаток ОппоБлока. Нападения были не только на сторонников ОппоБлока, ветеранов, горожан, но и на партию социалистов и афганцев. Я настаиваю, что эти провокации были заранее организованы, даже особо не прикрываясь, Филатовым и Денисенко».
А. Вилкул убежден, что цель провокации боевиков Филатова — исключительно политическая, поскольку последний год Филатов многое потерял из-за постоянных обвинений его в коррупции, из-за конфликта с большинством партий и общественных организаций. И напоминает, что две недели назад резонансной темой в медиа было собственноручное избиение Филатовым «активиста» Сергея Варфоломея прямо в здании мэрии. Цель нынешней провокации — в разделении общества на «патриотов» (вождем которых Филатов видит себя) и мифических «сепаратистов», состоящих из тех, кто празднует День Победы, кто против воровства и хамства, да и просто против Филатова.
Нардеп Вилкул настаивает, что участники Марша Победы выступали исключительно за «единую Украину, за демократические ценности, равные права», что сторонники Оппозиционного Блока не использовали никакой запрещенной символики и после мероприятия мирно разошлись по домам, а полиция работала по закону.
Глава МВД Аваков мгновенно снял с должности начальника главного управления полиции Днепропетровской области Игоря Репешко, а также начальника городского управления полиции Днепра Андрея Бидыло и их заместителей по обеспечению общественной безопасности.
На место уволенных назначены ректор ДнУВД Глуховеря, а «комиссаром» к нему — боевик тербата «Днепр-1» В. Богонис.
Уволенный Репешко о действиях полиции 9 мая заявил: «Мне не стыдно посмотреть в глаза жителям Днепропетровской области и, особенно, личному составу ГуНП. Удачи всем! Вы лучшие! От души!» Эта реплика собрала массу положительных отзывов в соцсетях, люди благодарили генерала за проявленную принципиальную позицию.
В свою очередь, экс-лидер «Правого сектора» (запрещен в РФ) депутат Верховной Рады Дмитрий Ярош 10 мая в Фейсбуке заявил о необходимости принять жесткие меры в Днепре, назвав фикцией заверения правоохранительных органов, что ситуация в городе находится под контролем. Ярош убежден, что кадровых решений недостаточно, а остановить «народный гнев» могут только аресты «организаторов победобесного кремлевского шабаша». «Днепряне, не допустим колорадно-ватного реванша!» — заключил Ярош, пригрозив, что если Киев будет недостаточно серьезно относиться к произошедшему, то «заговорит улица, а возможно, и стволы».
Дальше: Филатов выселяет из какого-то помещения Союз ветеранов-афганцев, которые и «помяли» нацистов. Однако внимательные наблюдатели напоминают нам, что днепровские «афганцы» находились на содержании «коломойских» Корбана-Филатова, и именно они участвовали в устрашениях и преследованиях днепропетровского Георгиевского протеста весной 2014 г., выслеживая людей с георгиевскими ленточками после митингов. Сегодня эти «шестерки Корбана» вдруг стали не нужны хозяевам, и это весьма показательно.
Блогер ua_katarsis считает кадровые смены в полиции Днепра местью Авакова за предотвращение кровопролития 9 мая. Он убежден, что некоторая «малая кровь» Киевом изначально планировалась — для устрашения «недобитых ватников», — однако огромное количество вышедших на шествие неприятно удивило хунту.
В целом, несмотря на провокации праворадикалов, ни в одном городе крупных столкновений 9 мая не было. То есть, по логике, министр внутренних дел должен был поощрить начальников УВД за хорошую работу по обеспечению безопасности мирных шествий. На самом же деле, все произошло с точностью до наоборот.
В дополнение к днепропетровским полицейским подвижкам начато служебное расследование по руководству ГО НП Мелитополя, которое не дало команды срывать с одежды горожан антифашисткую символику.
Однако странный факт (но что теперь не странно на Украине?): новый начальник полиции Днепропетровщины, назначенный Аваковым после 9 мая, — это человек, пытавшийся остановить майданутых в январе 2014-го, и это он в 2010 – 2013 гг. работал представителем МВД Украины в Российской Федерации. Как это назначение комментировать, пока не знает никто.
Что же стоит за заявлениями Яроша и Филатова?
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии М. Погребинский в комментарии ресурсу «Свободная пресса» утверждает, что до сих пор Порошенко не решался отдать команду жестко пресекать нападения на ветеранов, и нынешний случай — первый, когда «Киев показал, что может не допустить безобразий в День Победы со стороны украинских нацистов, которые потеряли человеческий облик настолько, что могут избивать женщин и стариков, участвующих в праздничных шествиях. Ясно, что решение блокировать радикалов было принято на самом высоком уровне. Кроме того, очевидно, что оно является продуманным и подготовленным. Иначе 9 мая не удалось бы обеспечить относительно спокойную атмосферу проведения на Украине акции “Бессмертный полк”, в которой, по данным украинского МВД, приняли участие свыше 500 тысяч украинских граждан».
Порошенко радикалов побаивается, однако на этот раз сложилась опасная для него самого ситуация. Остановить шествие «Бессмертного полка» украинские власти не могли. И если бы они не обеспечили защиту участников акции, тысячи гостей Евровидения смогли бы воочию убедиться в том, как украинские наци избивают женщин и стариков.
Подчеркнем, что в Киеве нацистов полиция не просто заблокировала, но и жестко штурмовала офис ОУН (запрещена в РФ), чего раньше никогда не случалось. Между прочим, в сети распространились фото и видеокадры, где в окне дома появляется боевик с гранатометом в руках, нацеленным на шествие «Бессмертный полк».
А в Днепре, в отличие от Киева, большинство населения — особенно сейчас, когда ситуация в экономике стала совсем плохой, — скорее, сочувствует «Бессмертному полку», даже если не участвует в этой акции. Отсюда и масштаб столкновений.
Кроме того, за инцидентами в Днепре стоит война одной элитной группы против другой, утверждает эксперт Погребинский, иначе репрессии против руководства днепровской полиции, которые предпринял Аваков, были бы и в Киеве, и в Николаеве, и в Одессе, где 9 мая произошли примерно такие же инциденты. А фактически Киев просто воспользовался ситуацией в Днепре, чтобы избавиться от неугодного полицейского руководства. Здесь долгое время правил бал И. Коломойский, который в связке с уголовными группами привел на должность мэра Б. Филатова. Теперь они схватились с Порошенко. Майским инцидентом, понятно, война элит не закончится. А радикалы — без борьбы не сдадутся.
Ярош, правда, сегодня уже не является особо влиятельной фигурой. По сути, теперь место «Правого сектора» занял аваковский полк «Азов» во главе с лидером Андрием Билецким. И именно «Азов» участвовал в событиях 9 мая, скажем, в Николаеве, где «азовцам» противостояли воины-афганцы, которые не дали нацистам сорвать шествие ветеранов. Угрозы со стороны радикалов — важный сигнал для Порошенко, которому с нацистами все равно придется разбираться.
Некоторые наблюдатели убеждены, что восстановление на Украине Конституционного порядка, т.е. восстание против хунты, начнется с Днепра. Ну что ж, пусть хоть с Днепра, лишь бы началось.
Однако 11 мая нацисты ОУН начали в Киеве пикетирование здания МВД Украины. Несколько десятков человек с флагами ОУН и «Правого сектора» скандировали: «Авакова в отставку!». Здание и окружающая территория взяты под усиленную охрану полиции и Нацгвардии.
Пока же Аваков разбирается с инцидентами в других местах. Например, даже во Львове, где уже после Дня Победы в окно офиса неонацистской партии «Свобода», расположенного на ул. Чайковского, неизвестными был брошен «коктейль Молотова». По утверждению руководителя городской организации «сволотовцев» Любомира Мельничука, прилетели сразу две бутылки: одна с красной краской, другая — с зажигательной смесью, которая, «пробив стекло и отскочив, выгорела на улице». Пан Мельничук подозревает в произошедшем «антиукраинские силы, которые работают на дестабилизацию ситуации».
В Николаеве несколько праворадикалов 9 мая получили отпор от «афганцев». Но на следующий день аваковско-билецкий «Азов» и члены праворадикальных организаций Николаева ворвались в офис Ассоциации ветеранов боевых действий в Афганистане и воинов запаса: лидеру «афганцев» Ю. Соловью пробили голову металлическим прутом, сломали палец на левой руке. Были избиты еще три человека, у них переломы ребер и рук.
В Харькове, где почтить память советских воинов и своих предков вышли в День Победы десять тысяч человек, главный «полицай» области предварительно заявил, что полиция будет задерживать всех (за исключением ветеранов), кто придет к Мемориалу с георгиевской ленточкой.
Харьковский журналист Андрей Дмитриев утверждает, что глава МВД Украины является главным провокатором всех правонарушений, случившихся во время празднования Дня Победы в разных регионах Украины: там, где полиция вспомнила о законе и человеческой порядочности, поставила на место агрессивных радикалов и активистов «смертного полка», — Аваков усмотрел превышение полномочий. В Харькове же для Авакова было важно показать, кто в доме хозяин. Харьков — это город, где Аваков проигрывал на всех выборах.
Харьковчане, пришедшие на Мемориал Славы с «Бессмертным полком», — рассказывает Андрей Дмитриев как участник шествия, — георгиевские ленточки доставали уже на аллее, в колонне, группировались так, чтоб не попасть в кадр рядом с бандеровской символикой. Однако штурмовики «Правого сектора» нападали на людей с георгиевскими лентами. Рядовые полицейские и их младшие командиры оперативно реагировали на провокации «упоротых «бабуинов», быстро разводили противоборствующие стороны. Эти ленты законом не запрещены, однако в ответ на претензии атакованных нацистами начальник облуправления МВД Анатолий Дмитриев только хихикал. Агрессию радикалов вызывали даже портреты участников Великой Отечественной войны, на которых была изображена георгиевская лента…
Директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин утверждает, что если в Днепре полицейские радикалов приструнили, то в Харькове они старались пресечь столкновения, но не пресекали провокаций со стороны тех людей, которые мешали харьковчанам выразить свою точку зрения, свою позицию. «В эти дни все говорят о каком-то примирении, — констатирует аналитик. — Но противники Дня Победы требуют не примирения, а какой-то капитуляции. В Харькове для большинства людей 9 мая — это праздник. Даже опросы провластных ресурсов показали, что большинство жителей Украины поддерживают празднование Дня Победы. А мы видим, как власть не дает людям выразить свою точку зрения, при этом радикалы в ряде регионов чувствовали себя очень вольготно».
Мирные шествия граждан были атакованы также в Одессе, Запорожье и других городах, а многие участники антифашистской акции были задержаны.
Сообщается, что во время акций по случаю Дня Победы 50 человек было задержано, 8 правоохранителей и 15 участников акций получили телесные повреждения. В целом на Украине в массовых мероприятиях участвовало около 600 тыс. граждан.
В обеспечении общественного порядка было задействовано свыше 30 тыс. полицейских и 1 700 нацгвардейцев. Больше всего силовиков было в Киеве, это связано, в частности, с проведением Евровидения.
И вот факт, поражающий новизной: организация Amnesty International на Украине в лице директора Оксаны Покальчук осудила задержания демонстрантов за использование советской символики, а также заявила, что закон о декоммунизации нарушает права человека. Правозащитная организация потребовала освободить всех демонстрантов и расследовать все факты насилия в ходе демонстраций 9 мая. Кроме того, украинские власти обязаны обеспечить свободу слова и свободу мирных собраний для всех граждан.
Отмечается, что в Киеве была самая горячая обстановка, в частности у офиса добровольческой организации ОУН. Киевский аналитик Владимир Скачко считает, что властям Киева все же удалось обеспечить проведение, пусть и ненавистного ей, неофициального празднования без массовых эксцессов и нарушений правопорядка, без кровопролития, к которому готов был, например, батальон «ОУН», собиравшийся встретить «Бессмертный полк» своим «Смертным полком». Нациков просто заблокировали в их штаб-квартире на улице Мазепы, и они орали свои песни, размахивали флагами, плевались и бросались в правоохранителей яйцами, мусором и всякой всячиной из окон. Короче, власть смогла подпортить людям неофициальную часть праздника, но и не допустила преступлений.
В среде свидомых появляются и панические настроения. Участник «АТО» Борис Красовский после того, как он с такими же «патриотами» 9 мая попытался сорвать шествие «Бессмертного полка» в Киеве, заявил, что «киевский режим скоро рухнет, а Украину отдадут России».
Константин Кеворкян (Харьков) в статье «“Бессмертный полк” как народная святыня» утверждает, что можно не сомневаться — как только закончится «Евровидение», во время которого власти пытаются соблюсти видимость неких приличий, маховик репрессий против инакомыслящих заработает вновь.
Порошенко назвал шествие «Бессмертного полка» «спекуляцией на чувствах людей», однако прошедшая 9 мая 2017 г. в разных городах Украины одновременная манифестация затрагивает глубинные слои народного сознания, убежден эксперт. Праздник Победы над нацизмом и его союзниками — в которых числились и украинские полицаи, и ваффен-гренадерская дивизия СС «Галиция», и гауптман Шухевич со своей сворой — даёт людям надежду на свержение нынешнего марионеточного режима. А то, что даёт надежду, помогает не сдаваться. По этой линии происходит конфликт нормальных людей с теми, кто заставляет их склониться перед диктатурой. Люди ищут поддержки и в кругу единомышленников, и в Православной церкви, и в гордом примере своих непокоренных предков.
По сути, «Бессмертный полк» — это принявший новые формы Крестный ход, своеобразная молитва о заступничестве небесных сил, к которым мы подсознательно относим и наших предков. Именно это глубочайшее чувство объединяет людей вокруг идеи почитания солдат-освободителей.
Некоторые видят в возросшей активности народа в День Победы позитивный момент — подвижек в сторону антихунты. Но оптимистичны не все. Ну как можно реагировать на такие факты: утром 9 мая в своих квартирах были заблокированы возможные протестные спикеры — известный политик Н. Витренко в Киеве и руководитель территориального совета «Украинского выбора» в Харьковской области А. Лесик. В своих киевских квартирах были заблокированы активисты этого же движения В. Блидар и А. Павленко, а сам офис «Украинского выбора» был подвергнут осаде неонацистами.
«Мы живем в условиях сформировавшегося концлагеря, — пишет пользователь Фейсбука с Украины. — Когда мы собрались в разных городах 9 Мая на организованные акции, надсмотрщиками были полиция и нацгвардия. Для обоснования конвоя и жестких мер как раз и были использованы небольшие группы радикалов, которые, несмотря на металлические рамки, умудрялись проникать везде, создавая нужную картинку. Ну, а в условиях, когда мы каждый “сам по себе”, вместо штатных надсмотрщиков власть использует т.н. “активистов”, которые могут безнаказанно измываться над неправильным “ватным” большинством, используя псевдопатриотическую риторику. Только не говорите мне, что заключенные хоть одного концлагеря освободились сами или в результате демократических перевыборов руководства концлагеря».
В подтверждение правоты пессимистичных прогнозов говорит и такой факт: за ночь после 9 мая коммунальщики Одессы по распоряжению мэрии вывезли все цветы с Аллеи Славы в парке им. Т.Г. Шевченко, которые 30 тыс. жителей города принесли, чтобы почтить подвиг героев Великой Отечественной войны в День Победы.
«Одесская мэрия за ночь убрала все цветы с Аллеи Славы, чтобы скрыть подтверждение того, что 9 Мая к Вечному огню пришло рекордное количество одесситов», — сообщил глава фракции «Оппоблока» в Одессе В. Шкаровский. — Если одесская мэрия думает, что такими поступками она ублажит лжепатриотов, то она глубоко заблуждается. Время их на исходе, и им придется ответить за все свои злодеяния».
Михаил Колесник