Что стоит за скандалом вокруг встречи Трампа и Лаврова?
Президент США Дональд Трамп очутился в центре шпионского скандала после своей встречи в Белом доме с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и послом Сергеем Кисляком. Раздула скандал американская газета «Вашингтон пост», опубликовав 15 мая статью своих корреспондентов Грега Миллера и Грега Яффе «Трамп раскрыл секретную информацию министру иностранных дел и послу России».
Как пишут авторы статьи, во время встречи Трамп «внезапно нарушил ранее разработанный протокол» и начал рассказывать о том, что террористы ИГИЛ (запрещен в РФ) намерены использовать нотбуки для взрывов самолетов.
По версии авторов, Трамп даже назвал город на территории, контролируемой террористами, где находится некий агент, добывший эту информацию.
Во время встречи с Лавровым Трамп якобы хвастался тем, что обладает инсайдерской информацией о нависшей угрозе:
“I get great intel. I have people brief me on great intel every day”.
(“У меня отличная разведка. У меня есть люди, которые ежедневно дают мне великолепные разведданные»).
По словам источников издания, Трамп сообщил также о шагах, которые США предприняли для противостояния новой угрозе, включая военные операции на Ближнем Востоке, а также ужесточение мер безопасности.
«Вашингтон пост» пишет, что переданная России информация была предоставлена «партнером США через механизм обмена разведданными» и считается настолько секретной, что была скрыта от союзников, и доступ к ней имели далеко не все высшие чиновники США.
Белый дом сразу же опроверг эти сведения, представители республиканской партии заявили, что президент США как Верховный главнокомандующий имеет право рассекречивать любые разведданные, что не помешало демократам назвать действия Трампа «пощечиной разведсообществу».
По словам помощника Президента США по национальной безопасности генерала Герберта Макмастера, который находился в комнате во время беседы, обсуждались лишь общие вопросы, среди которых был и международный терроризм:
«Президент и министр иностранных дел обсудили общие угрозы от террористических организаций, включая угрозы авиации. Ни в коем случае не обсуждались источники или методы разведки, а также не раскрывались военные операции, о которых не было бы известно публично».
Слова Макмастера подтвердил госсекретарь Рекс Тиллертон, а первый заместитель Макмастера Дина Пауэлл назвала статью в «Вашингтон пост» лживой.
Телеканал CNN предположил, что Трамп мог поделиться с Лавровым нюансами некоего террористического плана организации терактов на самолетах. В США ранее были введены дополнительные ограничения на провоз электроники на самолетах, вылетающих в США из ряда стран Ближнего Востока. Рассматривается также возможность распространить эти правила на аэропорты Европы.
На следующий день после публикации в «Вашингтон пост» газета «Нью-Йорк таймс» рассказала, что источником секретной информации, которой Трамп поделился с Россией, был Израиль. В то же время посол Израиля в США Рон Дормер отрицает, что секретные данные, переданные России, были добыты израильским агентом (о чем сообщается в той же публикации).
Если информация «Вашингтон пост» верна, и Дональд Трамп действительно сообщил Сергею Лаврову о намерениях террористов использовать нотбуки для организации терактов в самолетах, то эти сведения не могли иметь элемента новизны, так как ужесточение ограничений на провоз электроники в авиалайнерах уже принято к сведению всеми разведками мира и службами безопасности аэропортов.
На публикацию в «Вашингтон пост» отреагировал и Президент России Владимир Путин, заявив, что Москва готова предоставить конгрессу запись переговоров Лаврова и Трампа, если на это даст согласие администрация США.
Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер ответил, что ничего не знает о существовании какой-либо записи, что побудило «Вашингтон пост» предположить, что помощник Лаврова совершил несанкционированную запись в Овальном кабинете Белого дома. Позднее помощник Путина уточнил, что речь шла о стенограмме встречи.
Шпионско-дипломатический скандал только разгорается, причем в духе худших традиций холодной войны. Если учесть, что публикации в «Вашингтон пост» и «Нью- Йорк Таймс» опираются на анонимные источники, то их достоверность под большим вопросом. Если какая-то секретная информация о предполагаемых терактах и была сообщена американцами России, то это могло (и должно!) быть сделано на уровне спецслужб и не предаваться огласке. Впрочем, каноны профессионализма теряют свою незыблемость в условиях гибридной войны, когда вчерашний партнер становится врагом, а недавний эсхатологический враг — стратегическим партнером.
Так, на днях турецкая газета «Haberturk» сообщила, что турецкая разведка узнала о планах боевиков ИГИЛ обстреливать ракетами военные корабли России, проходящие через пролив Босфор. Позднее служба безопасности Стамбула опровергла эту информацию.
А ранее чиновник Совбеза России сообщил о намерениях террористов использовать химическое оружие на территории РФ.
Весь этот поток предупреждений о реальных или мнимых террористических угрозах можно отнести к категории информационного шума, если воспользоваться термином математической теории связи, так как всех их роднит низкая достоверность. К этой же категории я склонен отнести и высказанное на сайте, модераторы которого позиционируют себя как экспертов «лесной школы», предположение следующего содержания:
«Есть некоторые признаки того, что причина запрета торжественного пролета авиации над Москвой 9 мая 2017 года могла быть гораздо серьезней, чем пасмурная погода. Хорошо, что по соображениям безопасности воздушную часть парада отменили. Были поводом для отмены облака или разведданные, теперь, когда все закончилось благополучно, значения не имеет… По уточненным данным, ожидалось некое трагическое событие, которое могло бы увеличить количество «слез на глазах» во всенародный праздник, а возможно и сделать его дальнейшее празднование невозможным».
Выделить из информационного шума полезный сигнал можно, лишь сопоставляя сообщения разных источников, правдивость которых проверена. Сообщения в СМИ, основанные на анонимных источниках, такой проверке не поддаются априори.
Однако, напомню, что встреча Сергея Лаврова и Дональда Трампа состоялась 10 мая, на следующий день после парада в честь Дня Победы. Если весьма осторожно высказанная информация о возможном теракте во время авиационной части военного парада соответствует действительности, то в ходе этой встречи могла обсуждаться и эта тема. И именно этим может быть объяснена неожиданная откровенность Трампа, который, как утверждает «Вашингтон пост», поделился с Лавровым секретной информацией относительно намерений террористов. В каком контексте он мог подать эту информацию, нам вряд ли станет известно. Во всяком случае Президент США руководствовался отнюдь не желанием похвастать, что у него есть «грейт интел».
Как бы то ни было, распространение информации о раскрытии Трампом секретных разведданных российским дипломатам, нанесло неизвестному нам агенту, добывшему эту информацию, гораздо больший ущерб, чем факт разговора в Овальном кабинете Белого дома, который при нормальном внутриполитическом дискурсе в США, не должен был выйти за стены этого здания.