В России возрождают роты спецназа
Минобороны решило вернуть разведроты специального назначения. Разведчики будут работать в тылу противника, а затем сообщать координаты целей для ракетных комплексов "Искандер" и высокоточных систем залпового огня "Ураган". Причем у каждой армии ВС РФ будет своя рота.
Похожие задачи были у советских спецназовцев во время войн в Афганистане и Чечне - разведчики координировали огонь артиллерии и ВВС и приносили огромную пользу армии.
В те времена действовали отдельные роты специального назначения (ОрСпН). Но после окончания Первой чеченской войны и кризиса 1998 г. последовала военная реформа - боевые части начали сокращать. И отдельные роты спецназа не стали исключением. Теперь, спустя 20 лет, в России решили воссоздать элитные боевые подразделения.
Как сообщают "Известия" со ссылкой на свой источник в штабе сухопутных войск, первые роты уже сформированы в общевойсковых армиях Южного военного округа. В остальных округах - пока еще в процессе. Также известно, что разведчикам выделили новые бронеавтомобили "Тигр", Рысь" и "Тайфун".
Об организации роты пока ничего не сообщается - эта информация держится в секрете. Но можно предположить, что подразделение формируется по образцу отдельной роты специального назначения ГРУ начала 1990-х.
ОрСпН насчитывала 110-120 человек личного состава и состояла из четырех разведывательных взводов. А также взводов обеспечения и спецсвязи. Могло включаться в состав роты и учебное подразделение, где готовили разведчиков или целое отделение снайперов. Спецроты могли иметь разное назначение.
Сейчас речь идет о формировании полноценных рот глубинной разведки.
По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, это происходит в рамках перехода к высокоточному оружию.
"Для того, чтобы применять "Ураганы" или "Искандеры", нужно обладать точной информацией. И в основном это тактический уровень. Снимки из космоса в этом случае малоэффективны, так как цели постоянно перемещаются, - говорит Владислав Шурыгин. - Например, это могут быть защищенные мобильные командные пункты, их нужно вовремя выявить и навести под удар".
Беспилотники также далеко не всегда могут помочь разведчикам. БПЛА научились сбивать и выводить из строя средствами радиоэлектронной борьбы, но с человеком это проделать невозможно. Разведывательные роты будут сообщать координаты целей не только "Искандерам" с "Ураганами", но и авиации.
Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
В Сирии этой работой уже давно занимаются Силы специальных операций РФ (ССО). Фотографии бойцов этого подразделения облетели весь мир после освобождения Пальмиры. Тогда ССО передавали ВКС координаты командных пунктов и военной техники боевиков. В том числе танков, спрятанных в бетонных ангарах. Спутники и беспилотники такие цели просто не обнаружат.
"В 90-х годах прошлого века была допущена грубая ошибка, - вспоминает Владислав Шурыгин. - ГРУ, чтобы сохранить свои кадры, ликвидировало отдельные роты специального назначения. А это были сработанные команды профессионалов".
Действительно, к концу 1998 г. остались только две роты на жизненно важных направлениях: 75-я, в подчинении Калининградского оборонительного района, и 584-я, в составе 205-й мотострелковой бригады в Буденновске, которая активно участвовала в обеих чеченских кампаниях.
Но теперь, спустя почти 20 лет, роты спецназа возвращаются в состав российских вооруженных сил. Причем круг задач у них стал значительно шире с учетом того, что за это время ракетные войска и артиллерия ушли вперед семимильными шагами. Те же "Искандеры" способны бить на 500 км, по эффективности заменяя целую группу бомбардировщиков, - это означает, что разведчикам придется уходить в глубокий тыл противника, чтобы наводить на цели. Или современные "Ураган -1М", из которых можно вести огонь 300-миллиметровыми снарядами систем "Смерч". Атакуя оружием такой разрушительной силы, необходимо обладать самыми точными координатами. Поэтому на разведчиках лежит большая ответственность.