Рыцарь холодной войны: умер Збигнев Бжезинский
В США скончался один из главных идеологов холодной войны — Збигнев Бжезинский. Ему было 89 лет. Эксперты называют его главным архитектором внешней политики Белого дома во второй половине XX века. Почему польского американца называют главным русофобом в современной истории и спонсором запрещенных в РФ талибов и "Аль-Каиды"?
Трогательная запись Мики Бжезински и несколько семейных фотографий появились в Сети поздно ночь. Об умерших — либо хорошо, либо никак. В Интернете такого правила нет. В комментариях, предсказуемо, не только соболезнования. Сторонники называли Збигнева Бжезинского гением международной политики и едва ли не отцом нации, противники — самым большим русофобом в мире и главным идеологом холодной войны. До последних дней Советский Союз и Россия были в центре его самых громких высказываний.
"Мой ночной кошмар — что в один день российские войска захватят Ригу и Таллин. Операция займёт всего сутки: Эстония и Латвия не смогут сопротивляться. Все скажут, что это возмутительно и нарушает всевозможные законы, но в итоге все же придётся смириться с этим фактом. В ответ можно отправить военный флот, провести операцию наподобие высадки в Нормандии. Но это уже закончится ядерной войной", — говорит он в марте 2017 года.
Збигнев Казимеж Бжезинский родился 28 марта 1928 года. Официально — в Варшаве, но есть информация, что его настоящая родина — Харьков. Там в консульстве Польши работал его отец. Бжезинский — выходец из знатного польского рода — галицкой шляхты. Её представители всегда отличались неприязнью к России и православию. Эксперты не исключают, что именно отсюда и его патологическая ненависть ко всему русскому и советскому.
В конце 30-х семья Бжезинского переезжает в Канаду, а в 1958-м Збигнев получил американский паспорт. В середине 60-х годов политолог выработал стратегию борьбы с коммунизмом и концепцию мировой американской гегемонии.
"Только Соединенные Штаты могут осуществлять просвещенное лидерство. Не диктовать, что кому делать, но сказать: "Сплотитесь. Вот путь, которым должно пойти мировое сообщество". Мы — единственные, кто способен осветить этот путь", — был уверен он.
Он был советником при администрациях президентов Джона Кеннеди и Линдона Джонсона, где выступал за максимально жёсткий курс в отношении СССР. А пик его политической карьеры пришелся на конец 70-х, когда он стал советником Джимми Картера по национальной безопасности.
Главной целью Вашингтона он видел ослабление Москвы — причем всеми возможными средствами. Он воплощал в жизнь секретную программу ЦРУ по вовлечению Советского Союза в крупный конфликт. И как только началась война в Афганистане, он написал, что Москва получила свою Вьетнамскую войну.
"Если русские будут настолько глупы, что попробуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником", — говорил он.
Их тех же соображений Бжезинский поддерживал афганских моджахедов. Его инициативы по факту взрастили движение "Талибан" и "Аль-Каиду", но сам советник об этом ничуть не жалел. Говорил, что для него выбор между экстремистами и крахом советской империи был очевидным.
Другой козырной картой в ослаблении России для Бжезинского была Украина. Идею "Майдана" он вынашивал не одно десятилетие. Основной посыл он озвучил в своей самой популярной книге "Великая шахматная доска": "Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей".
Оранжевую революцию, а затем приход к власти Петра Порошенко — эти события Бжезинский встречал как личную победу. Он и сам лично приезжал на Украину, выступая с длинными антироссийскими речами. И хотя киевские власти и их сторонники видели в поляке чуть ли не национального героя, Бжезинский по факту не скрывал, что Украина — лишь средство для США на пути к мировому господству путём ослабления России.
В последние годы политолог не занимал официальных постов, но оставался теневым советником по внешней политике как демократов, так и республиканцев. Ситуация изменилась с победой на выборах Дональда Трампа, в котором поляк видел существенную угрозу для США.
"Трамп должен действовать как президент, а не как политический шоумен. Пока что как президент он не действует. США — слишком важная страна для того, чтобы ею руководил "отсутствующий президент". Совокупный ущерб американской внешней политике и ее положению в связи с этим фактором уже начинает ощущаться", — заявлял он.
Несмотря на то, что Бжезинский ради выгоды США иногда отступал от своих личных взглядов, в американской прессе пишут, что его действия никогда не расходились с его словами. И пока тренд антироссийской риторики не иссяк, его цитатами продолжат приправлять аналитические материалы западных СМИ.