Эстония выслала российских дипломатов, расквитавшись за Усть-Лугу
СМИ гадают, почему Таллин указал на дверь двум сотрудникам нашего внешнеполитического ведомства
Генконсулу РФ в Нарве Дмитрию Казённову и консулу Андрею Сургаеву власти Эстонии предписали покинуть страну. Пресс-секретарь МИД республики Сандра Камилова, подтвердив информацию, не стала её комментировать. А в МИД РФ заявили: «Расцениваем этот шаг Таллина как провокационный и необоснованный».
Ничего нового ни в поступке Таллина, ни в реакции нашей дипломатии нет. Вот если бы наше внешнеполитическое ведомство получило повод для заявления о том, что некий «шаг Таллина расцениваем как проявление добрососедства и стремление к соблюдению взаимных интересов государств», тогда бы кто-то радостно ахнул, а кого-то стошнило бы от неутоленной ненависти. Но представить дружественный или хотя бы прагматичный взгляд из Таллина на Москву пока невозможно. Чего ещё ожидать от страны, чья элита живёт в состоянии исторической ненависти к России, чьих деятелей корёжит, в том числе и потому, что её экономика до сих пор зависит от российского транзита и от ответного эмбарго нашей страны, ограничившей прибалтийский экспорт продуктов питания, в первую очередь рыбных, мясных и молочных, из-за санкций Запада в отношении РФ.
Эти проблемы признают сами эстонские эксперты. Например, прежний председатель правления Эстонской железной дороги Сулева Лоо недавно сообщил о катастрофическом падении российского транзита — с 12 до 6 поездных пар (то есть «туда» и «обратно») в день. На самом деле, если посмотреть динамику падения не за год, а за десять лет, то ситуация такова: 6 поездных пар вместо 32. «Мы ведём с Россией диалог, чтобы понять, что может нас ожидать. Обрушиться всё может до нуля», — говорил Сулева Лоо.
Так что газетные и интернет-версии о причинах высылки наших дипломатов из Эстонии можно рассматривать как вспомогательные, а не основные. Ну, например, первая версия была до омерзения привычна: выслали якобы из-за проводимой дипломатами разведывательной деятельности. Тут Таллину хорошо бы, конечно, хоть что-то сказать про пароли, явки. Или хотя бы внятно сформулировать обвинение, а не отказываться комментировать. А то ведь в голову приходят свои объяснения.
В Нарве больше 80% населения — русские, а эстонцев там меньше 4%. Это фактически разрезанный город с примыкающим к нему на российской стороне, через границу, Ивангородом, с сохранившимися кое-где общими коммуникациями. Не знаю, могут ли российские шпионы лазить в Нарву по канализации, но с учётом такого состава населения и дислокации кварталов на виду у вражеских башен можно предположить: любой шаг консула, любое его высказывание покажется эстонским властям преступлением. Уже хотя бы потому, что при всем их неприятии российской позиции наш дипломат всё равно думает и говорит не так, как поклонники Эстонского легиона СС.
С этим обстоятельством связана вторая и теперь основная для эстонских СМИ, окончательно разоблачающая наших дипломатов версия причин их высылки. Местный телеканал ETV+ считает предположение о шпионской деятельности генконсула в Нарве и консула несостоятельной, утверждает другое. Мол, якобы наши дипломаты нахамили мэру города Кивиыли Николаю Воекину из-за того, что в ночь с 16 на 17 мая на монументе погибшему экипажу советского бомбардировщика Пе-2, сбитого над Эстонией в 1944 году, появилась надпись «Эти убийцы бомбили мою бабушку. Пусть они горят в аду». «Отношение к муниципальному служащему было неподобающим. Беседа была запечатлена, и это могло быть главной причиной их высылки из страны», — утверждает ETV+.
Ну что ж, как вспомогательная версия — годится. Кивиыли, как и Нарва, русскоязычный город, там русских больше 51%, но и эстонцев немало — около 40%. Есть опасный храм Московского патриархата — Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, эстонцы там, наверное, то ли ещё советские, то ли русскоязычные, так как посёлок стал городом лишь в 1946 году в связи с советской программой по развитию промышленности северо-западного региона СССР, превратился в центр сланцеперерабатывающей промышленности. Градообразующее предприятие — сланцехимический комбинат. А относительно высокий процент эстонцев, видимо, объясняется оттоком русских рабочих и инженеров после распада СССР. Перед обретением Эстонией независимости в Кивиыли проживало около 11 тысяч человек, по результатам переписи 2012 года — 5500. Но как бы там ни было, трудно представить, чтобы российский консул Дмитрий Казённов сопереживал бывшим эсэсовцам, которых бомбили советские самолёты в 1944-м, а стало быть, из уст нашего дипломата в любом случае издавалось нечто ненавистное местной элите.
Но всё же, полагаю, это всего лишь поводы для высылки, иначе и местные СМИ не запутались бы в их поисках. Ну не будут же они сообщать, что, мол, эстонского министра иностранных дел Свена Миксера, который был министром обороны и готовил Эстонию в НАТО, корёжит от российских дипломатов.
И вот представьте: в такой морально-политической ситуации, в атмосфере дипломатической ненависти к нашей стране, новый глава Эстонской железной дороги Эрик Лайдвеэ действительно собирается на поклон в Москву. Портал новостей Эстонского национального телерадиовещания сообщил о его надежде восстановить грузопоток, о намерении встретиться с руководством нашего РЖД, чтобы обсудить вопросы сотрудничества. «У нас есть конкретные привлекательные предложения для клиентов. Мы можем успешно конкурировать с портом Усть-Луга», — выражает сомнительный оптимизм новый руководитель Эстонской железной дороги.
Гм… Грузооборот порта Усть-Луга в 2015 году вырос на 16%, в 2016- м на 6,2%, в январе-апреле 2017 года рост составил ещё 9,5%. К 2020 году грузооборот должен достичь 180 млн. тонн в год, к 2025 году — 191 млн. тонн. Этот рост достигается, в том числе в результате перетока транзита из Таллинского порта, чей грузооборот в 2015 году упал на 20%, в 2016-м — ещё на 10%. Добавим сюда ещё падение перевозок по железной дороге.
Если читатель обратил внимание на упомянутое выше падение прохождения российских колёсных пар через Эстонию, то речь шла, повторимся, о десятилетии, то есть процесс начался в 2007 году. А почему? И почему именно в 2007-м Ассоциация логистики и транзита Эстонии присвоила тогдашнему эстонскому премьеру Андрусу Ансипу титул «Враг эстонского транзита»?
Потому, что в апреле 2007-го он был одним из инициаторов акта государственного вандализма, вызвавшего негодование в российском обществе вплоть до самых верхов. Речь о переносе памятника воину-освободителю от фашизма — «Бронзового солдата» — из центра Таллина на кладбище, и — главное — последовавшего затем жесточайшего разгона протестовавших, убийство российского гражданина неизвестными.
Внутреннее дело независимого государства? Что ж, как и нашего — наши. Россия и так проектировала свои порты, ведь в отличие от подзуживаемых ястребков Прибалтики, РФ смотрит в будущее и обустраивает свои берега, а не планирует войну. Строит в том числе в Усть -Луге. После событий апреля 2007-го процесс ускорился. Было принято принципиальное политическое решение — прекратить кормить недружественные режимы, зарабатывать самим, постепенно уходить из портов стран, ненавидящих Россию.
В 2007-м Андрус Ансип кривил нос: «Транспортировка таких грузов не прибыльна для железных дорог Эстонии». Ладно. Вот цифры. Что означает падение числа тех колёсных пар? В 2006-м транзит через Эстонию составлял 40 млн. тонн. В 2016-м — 6 млн. Каждая тонна приносит Эстонии 15 евро. Считайте сами. И на кой ляд тогда глава Эстонской железной дороги собирается в Москву?
Корежит, корежит. Чего уж там. В соседней Латвии тот же процесс. Транзит падает. Правда, вместо дипломатов Рига «выгнала» носителей предложения о строительстве «Северного потока-2», то есть отказалась от какого-либо участия в проекте. Очередные грабли. Первый «Северный поток» тоже пытались тормозить. А результат таков. Мэр Вентспилса и председатель правления Вентспилсского свободного порта Айвар Лембергс заявил, что реакцией на решение правительства Латвии по «Северному потоку — 2» стало уменьшение потока грузов, следующих по железной дороге из России, на 40%. Да и агентство Reuters утверждает: РЖД отказалась поставлять через латвийские порты часть грузов, в том числе нефтепродукты, минеральные удобрения, уголь и металл. В РЖД не подтверждают таких «козней», но латвийские СМИ приводят данные: транзит нефтепродуктов, угля и металла через Латвию по железной дороге в 2017 году упал на 90%.
Зачем-то и Министерство экономики Латвии посчитало: в случае войны, надо полагать, с Россией, экономика страны сможет продержаться две недели. Никто, понятно, нападать на Латвию не собирается, но, видимо, такая методика подсчётов Риге больше нравится. Крах транзита — не война, экономическая катастрофа, и объясняется как раз войной против РФ — идеологической, информационной, экономической. Ну так и получили вполне законную демократическую рыночную гранату…
Ну а Литве попроще. Там тоже есть проблемы с российским транзитом, но Вильнюсу помогает Минск. Беларусь гонит свой транзит через Литву…