«Провальный» саммит: как «семерка» поддержала Украину
Официальный Киев поторопился объявить итоги завершившегося в итальянском Таормине саммита G7 своей очередной победой. Так ли это?
Действительно, итоговое коммюнике, в котором заявлено о готовности стран «семерки» усилить санкции против России, может показаться документом, в котором на Москву не просто вновь возлагают вину за конфликт на Украине, но и угрожают прибегнуть к новым мерам наказания, если ситуация не изменится к лучшему.
Однако есть серьезные сомнения в том, что данный документ фиксирует реальные намерения глав государств-участников встречи, а не является просто формальной декларацией продолжения того санкционного курса, который был взят после возвращения Крыма в состав России и начала войны в Донбассе.
Киев, видимо, решил проигнорировать одно немаловажное обстоятельство, которое обесценивает все заявления о «мощной поддержке», которая была оказана Украине «семеркой». Дело в том, что ведущие мировые СМИ уже охарактеризовали состоявшуюся встречу как грандиозный провал, фактически похоронивший формат G7, объединявший в течение многих лет ведущие страны планеты, позволявший им вырабатывать единую стратегию по важнейшим проблемам современности.
Дело в том, что президент США Дональд Трамп на саммите открыто дал понять Европейским лидерам, что интересы США и Европы не просто не совпадают по ряду вопросов, а существенно разнятся. То, как американский лидер вел себя в течение трех дней, вызвало шок у канцлера Германии Ангелы Меркель, которая вчера заявила буквально следующее: «Те времена, когда мы могли полностью положиться на других, прошли. Это я осознала за несколько прошедших дней. Мы, европейцы, должны действительно взять свою судьбу в собственные руки. Разумеется, в рамках добрососедства с США и Великобританией, а также, насколько это возможно, с Россией и другими странами».
Философ и политолог Фрэнсис Фукуяма, автор книги «Конец истории и последний человек» пошел еще дальше в оценке итогов саммита. В интервью итальянской La Reppublica он вынес смертный приговор "семерке»: "Большая семерка" уже очень сильно потеряла свое геополитическое значение, а Трамп в Таормине ее прикончил, Если даже США сходят с орбиты демократии и западных ценностей, какой смысл оставлять подобный саммит?"
Разногласия между президентом США и его европейскими партнерами касались сразу нескольких ключевых для Европы тем: Америка выходит из парижского соглашения по климату, она не согласна с принципами европейской миграционной политики, у нее есть большие претензии по части торговых отношений. Только ценой больших усилий под конец встречи удалось согласовать формулировки, которые позволили хотя бы отчасти скрыть следы серьезной распри по вопросу о торговом протекционизме, в котором Трамп обвиняет в первую очередь Германию.
Позиция Трампа касательно европейских дел остается неизменной еще со времен предвыборной кампании. Он считает, что Америка должна сконцентрировать внимание на внутренних проблемах, ограничив свое участие в делах европейского континента и других стран. Собственно, именно так и прокомментировали в Белом Доме итоги поездки американского президента — там заявили, что ему удалось донести до европейских партнеров сигнал о необходимости быть самостоятельными. Неделей раньше, выступая в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, Трамп раскритиковал страны альянса за их нежелание нести пропорциональные расходы на содержание военного блока.
Столь очевидный, хотя и предсказуемый отказ Вашингтона от роли мирового лидера, контролера, следящего за порядком в мире — это довольно плохая новость для Украины. Фактически на G7 был оформлен раскол, который означает, что Киев раз и навсегда лишился своего самого мощного и влиятельного союзника. И если раньше о таком развитии событий можно было говорить только предположительно, то после саммита утрата оказалась непреложным, не подлежащим ревизии фактом.
Некоторое время назад, когда Белый дом с ходу опроверг возможность своего участия в Нормандском формате, стало ясно, что он явно дистанцируется от позиции Европы по Украине. Европейские оценки и усилия, хотя стратегия и формировалась при деятельном участии предыдущей американской администрации, не учитывают изменений, произошедших после президентских выборов США в точке зрения Вашингтона на ситуацию в Украине. А она заключается в том, что это уже отдельная проблема, которую Россия и Америка могут решать на уровне двухсторонних отношений.
Собственно, последние новости из Вашингтона говорят о намерении администрации Трампа перезапустить, то есть выстроить на принципиально иных началах диалог с Россией именно по вопросу Украины — в обход традиционных институтов, имеющих преимущественно и даже почти исключительно европейскую прописку. Об этом вчера написала The Washington Post. Работа будет вестись под патронажем госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Будет назначен спецпосланник, который должен заменить в этой роли печально известную Викторию Нуланд.
Итак, провальный саммит, хотя и выразил приверженность выработанной три года назад стратегии по изоляции России, стал похоже последней встречей, на которой удалось согласовать очень общие, кажущиеся уже почти абстракцией позиции Европы и Америки по ситуации на Украине. Очевидно, что намерение США сформировать собственную стратегию по этому вопросу не только не сплотит европейских членов «семерки», но скорее усилит в их рядах давно наметившуюся тенденцию к разобщению и стремлению играть поодиночке.