Цыганов Александр. США — всемирный халявщик
Президент США Дональд Трамп официально объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату. За наш счёт
Мир не перевернулся, но по мировой политике прошли судороги. Очень многие лидеры стран и их объединений выразили своё осуждение и неприятие американской позиции. Впрочем, эти же настроения разделяют многие и в Америке, начиная с бывшего президента Барака Обамы и заканчивая тысячами демонстрантов, которые воспользовались новым поводом для нападок на Трампа. Но тот стоит на своём: по его мнению, Парижский договор — «плохая сделка для американцев».
Что регулирует Парижское соглашение
Парижское соглашение — очень сложно и, что называется, с кровью достигнутый компромисс как в экономическом, так и в геополитическом отношении.
В экономике зависимость простая: чтобы было меньше выбросов, надо либо меньше производить, либо очень сильно очищать. И то, и другое — прямой убыток народному хозяйству.
В геополитике всё гораздо сложнее. С точки зрения математической она представляет собою квантовую интегрируемую систему, где разные государства, их национальные элиты и планетарные наднациональные элиты нелинейно взаимодействуют между собой, порождая нетривиальные конфигурации. Причём порождая постоянно и постоянно нетривиальные.
В сильно упрощённом виде в рамках Парижского соглашения урегулированы интересы слабо развитых стран, с которыми развитые должны поделиться деньгами ради их приспособления к меняющемуся климату, стран развитых, которые должны снизить свои выбросы и поделиться деньгами, а также стран с особыми амбициями. Это такие как Китай или Индия, которые заявляют, что рады соблюдать обязательства по ограничению выбросов, но прежде пусть им дадут развить промышленность до уровня развитых стран.
Особенно трогательно эти доводы звучат из уст представителей Китая — первой или близкой к первой экономики мира.
Смысл Парижского документа вращается вокруг цели удержать рост глобальной средней температуры ниже 2°C, а лучше остановиться на уровне 1,5°C. Для этого каждая страна должна снизить выбросы промышленных газов на определяемую в каждом конкретном случае величину.
Теперь, после отказа США от участия в соглашении, оно оказывается подорванным в одной из ключевых точек его фундамента. Если Штаты будут, как обещает Трамп, вновь возрождать свою промышленность и энергетику, тем самым увеличивая выбросы парниковых газов в атмосферу, все попытки повлиять на изменения климата рассыпаются в прах.
Что происходит с климатом
Но действительно ли с климатом происходит такая катастрофа, какой её описывают метеорологи?
Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно. По словам директора Гидрометцентра России Романа Вильфанда, который не раз подробно делился с Царьградом строгими научными данными по климату, сегодня не только в европейский части России, — в целом ряде регионов ситуация с погодой «нетривиальная».
Перепады температуры — гигантские, как по месту, так и по времени. Например, в Красноярском крае за ночь лето сменилось зимой: провал в 20°C заставил людей чуть ли не прямо в шортах выгребать свои автомобили из-под снега. А Томская область наполовину горит в лесных пожарах, наполовину тонет в половодье.
Каждый подобный погодный фокус можно считать отдельным катаклизмом, но тенденция, по словам Вильфанда, такова, что количество таких катаклизмов неуклонно растёт — число опасных климатических явлений каждые 10 лет возрастает на 10 процентов.
И главное, что это происходит в полном соответствии с моделями, которые к настоящему дню построены климатологами. Иными словами, природа подтверждает научные прогнозы. А они, как указывал почётный президент Русского географического общества, учёный мирового уровня, академик Владимир Котляков, таковы.
Постепенного потепления не будет: наоборот, процесс будет идти скачками, с неожиданными аномалиями при тенденции к их количественному нарастанию, а значит, и с ростом опасных метеорологических явлений вообще. Потепление в Арктике — а оно там идёт быстрее, чем в среднем по планете, — приведёт к ослаблению полярного струйного течения в атмосфере, отчего широтные перемещения воздушных масс будут превращаться в меридиональные. Примерно это и происходит нынешней весною над Россией, когда один за одним заходят на неё холодные арктические циклоны.
Но и это может скоро показаться благом. Ибо из-за «стоячих» антициклонов прекратятся или сильно ослабнут широтные переносы к нам влаги из Атлантики. А вместо них будет приходить воздух азиатских пустынь — ни капли дождя по 40-50 дней станет обыденностью.
Но одновременно поднимается уровень Мирового океана, что уже непосредственно затрагивает некоторые страны. Как, например, Мальдивы, которые тихо, но неуклонно уходят под воду. Пока это — миллиметры в год, но ведь и наша нефтеносная Западная Сибирь тоже не сильно над уровнем океана поднимается. Тамошние болота, надо полагать, с радостью превратятся в бескрайнее море. Из которого будут гигантскими пузырями вырываться метановые газы, ныне скованные в почве вечной мерзлотою, но непременно высвобождаемые при потеплении.
Но может быть, дело не в антропогенном факторе? Не в промышленности, стабильно снабжающей атмосферу парниковыми газами?
Нет, «на 80 процентов в этих изменениях климата — человеческий фактор», — гарантировал в разговоре с Царьградом глава Росгиромета России Александр Фролов. Это — не чей-то личный вывод, а консолидированная позиция мирового профессионального корпуса климатологов, выраженная в официальных документах Всемирной метеорологической организации. И до срыва в глобальную температурную катастрофу земной атмосфере осталось утеплиться совсем не намного — на 6 или 7 градусов.
Вот потому такой шок и вызвало в мировом сообществе заявление Трампа, когда оно с таким трудом согласовало стратегию остановки хотя бы на 2 градусах потепления…
Что остаётся России
Согласно заявлению пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, Москва не видит альтернативы Парижскому соглашению по климату. И не только по научным соображениям, хотя здесь с уважением приняли мнение Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о том, что причина потепления климата связана с увеличением в воздухе углекислого газа, который производится промышленностью. Просто, как сравнивал в разговоре с Царьградом директор Гидрометцентра Роман Вильфанд, «социализм в одной отдельно взятой стране построить было можно, а вот уменьшить глобальное потепление — никак». «Эту задачу невозможно решить в рамках одной страны, поскольку парниковые газы хорошо перемешиваются в атмосфере и оказывают одинаковое влияние на всех. Необходимо всеобщее решение мирового сообщества», — убеждён учёный.
Но Россия и со своей стороны делает большие усилия, чтобы хотя бы замедлить процесс самоудушения человечества. Так, согласно указу президента Путина, к 2020 году выбросы в России должны быть снижены на 25 процентов по сравнению с 1990 годом. А дальше — больше, дойти до 45 — 50 процентов, по мере развития новых технологий очистки промышленных газов.
Иное дело, что на фоне примерно 50 процентов всех мировых вредных выбросов, которые производят Китай, Индия, Бразилия, и 35 процентов, которые приходятся на страны «большого Запада», эта политика России большого значения не имеет. Россия, вообще говоря, может просто не заморачиваться на эту тему — с её четвертью всех лесов мира, которые работают «лёгкими» человечества, она может просто ничего не делать. Да ещё и продавать свои квоты тем, кто интенсивно «дымит». По данным учёных, российские леса поглощают до 40 процентов мировых выбросов СО2, очищая воздух и добавляя в него кислород для всей планеты.
Я не партнёр, я халявщик!
Дональд Трамп обосновал решение о выходе Соединённых Штатов из Парижского соглашения по климату тем, что США могли потерять 2,7 млн рабочих мест, если бы выполняли его положения, и вообще оно «перераспределяет американские богатства».
Русская тайга при этих словах должна пожать плечами и почесать затылок. Это что же получается? Штаты будут беречь свои богатства за её счёт?
Но хотя нынешняя весна в центральной России навевает только одну мысль — «дайте, наконец, это пресловутое глобальное потепление!» — новая позиция США требует трезво понять: главное в ней — не вера или неверие в потепление. А в том, что Америка опять решила сесть всему миру на шею и ножки свесить. Ибо на деле этот отказ от обязательств означает разрешение себе сколь угодно загрязнять атмосферу за счёт остального человечества. И особенно — за счёт России, которая с её необъятными лесами уже по факту работает очистительной фабрикой планетарной атмосферы.
Потому хочется немножко поправить президента Владимира Путина. Хоть он и лёгкой издёвкой величает американцев «партнёрами», всё же не партнёры они, а халявщики.