Добавить новость
Главные новости Витебска
Витебск
Февраль
2025

Детство за колючей проволокой

Она не отбивала удары противника, не ловила пули и не сидела в окопах. Бывшая малолетняя узница из Смоленской области, которая провела годы Великой Отечественной войны в немецком лагере, поделилась своими воспоминаниями об этих страшных и жестоких временах. Каждый день на вражеской территории она боролась со страхом и голодом. Многое из той жизни за колючей проволокой Александра Лепёшкина знает только по рассказам своей мамы, ведь ей было всего два года, когда вместе с мамой, братом мамы и бабушкой её увезли из родной деревни Широкое в Германию. Дальше мы передаём слово нашей собеседнице:

— В 1939 году моего отца призвали в армию. Он не вернулся, потому что началась война с Финляндией. Много народу забрали из нашего сельсовета на эту войну, и многие погибли, не вернулись домой. Мне было не больше полугода, поэтому своего отца я не знаю. А в 1941 году началась Великая Отечественная война, к нам в деревню пришли немцы, которые стали творить свои безобразия и мучать ни в чём не повинных людей.

Вокруг нашей деревни был лес. Ребята, которые были помоложе, да потом уже и старшие, пошли в партизаны. Деревня оказалась партизанской. А партизанам нужно было есть, они приходили ночью в деревню и забирали питание, скот уводили. Началась погоня за партизанами, кого ловили — убивали.

Всё кругом бомбёжки, бомбёжки… Бои шли. Все деревни горели. Рядом деревню разбили, нашу пока не тронули. А на следующий день партизаны пришли и сказали: «Завтра будут вашу деревню жечь».

Выгнали нас всех из домов и всю деревню сожгли. А мы на улице стояли и смотрели.

А потом нас всех собрали и погнали. По соседним деревням собирали людей, много людей. А была зима, февраль, снег шёл, ветер был сильный. Мама несла меня на руках, закутав в какое-то пальтишко. Люди шли разные — и больные, и старые, кто споткнётся, упадёт, тех пристреливали. Много людей побили в дороге, перестреляли. Гнали долго, за Витебск загнали. В Белоруссии было затишье. Маме, брату мамы, ему было 13 лет, и бабушке дали работу в колхозе. Я же была трёхлетней нахлебницей.

Примерно год мы там прожили, а потом нас отправили товарным поездом в Германию. Вагоны были грязные, холодные. Привезли в Берлин, распределили кого куда. Наша семья попала на военный завод по изготовлению снарядов, за колючую проволоку.

Те, кто работал на заводе, были счастливчиками, особенно те, кто попал в столовую. Люди, конечно, вредили, и за это их расстреливали. Кормили очень плохо, давали на человека какую-то баланду и кусочек хлебушка. После освобождения американцы стали очень хорошо кормить. Мама говорила: «Кормят, как на убой». Все сразу ожили, поправились.

В 1946 году стали распределять на Родину. Мы домой приехали в октябре, наверное. Снегу не было, но уже было холодно. Деревни нет. Поселились в соседней деревне, в которой семь домов осталось несожжённых. Жили по 30 человек в комнатушке, спали на полу вместе с тараканами. Есть было нечего, одевать было нечего, а колхоз надо было поднимать. Мужиков не было, техники тоже, одни женщины. Они и пахали вручную: десять женщин впереди волокут плуг, а одна идёт с плугом. За 60 километров ходили за семенами. А много ли 60 километров пешком принесёшь? 10 килограммов, а зерна-то нужно много.

В 1947 году я пошла в школу в лаптях. Семь лет отходила по деревенской дороге за шесть километров в школу — зимой по снегу, летом по грязи. Потом меня взяли работать почтальоном в сельсовет. А так как я уже была служащая колхоза, мне дали паспорт, хотя в то время паспортов не выдавали.

Мама работала на ферме дояркой, телятницей, я ей помогала. Вместе с дядей они построили дом. Примерно год он проработал в лесопункте, и его забрали в армию.

О том, как попала на Север, Александра Алексеевна рассказывает с улыбкой.

— Дядя служил в Архангельской области, женился, работал и забрал меня к себе в Ломовое в 1958 году. Жила на станции Ломовое, работала в лесопункте, там же вышла замуж и родила двоих сыновей. После закрытия лесопункта в 1969 году переехали в Северодвинск.

Меня взяли на работу дворником и сразу комнату дали на улице Нахимова, 3а. Шесть лет проработала дворником от завода, затем с 1975 года на самой «Звёздочке»: сначала уборщицей, а потом шофёром на электрокаре. Очень любила свою работу, помогала коллегам в разгрузке.

Жизнь проработала честно! Только вот нечестно, что я одна осталась, бросили все меня — вперёд меня ушли из жизни, — оглядывается на прошлое и говорит о настоящем Александра Алексеевна с сожалением, с некоторой обидой, но не на судьбу, а скорее на несправедливость.

Подрастающее поколение должно знать историю своей страны и понимать, что война — это смерть, холод, голод и страшные муки. Это не только убитые и раненые, это украденное детство, вечный страх тех, кто провёл свои детские годы в плену и в рабстве.

1 февраля, в её день рождения Александре Алексеевне была вручена юбилейная медаль «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Татьяна НАСИННИК
Фото пресс-службы администрации Северодвинска

Сообщение Детство за колючей проволокой появились сначала на Северный рабочий.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

Три теннисиста из топ-20 ATP снялись с турнира в Акапулько из-за пищевого отравления






Лучшие зарплаты городов Беларуси. Такие деньги платят в Орше

Церемония открытия выставки «Герои неба» состоится в Музее Победы

В Городокском районе утонул мужчина в искусственном водоеме

Что посмотреть на выставке графики Марка Шагала в воронежском музее Крамского