В стенах Владимирского централа коротал свой срок знаменитый шпион Фрэнсис Пауэрс
В стенах Владимирского централа коротал свой срок знаменитый шпион Фрэнсис Пауэрс
Россия и США недавно провели масштабный обмен заключенными. Владимирская область имеет непосредственное отношение к еще одной легендарной шпионской истории. В стенах Владимирского централа коротал свой срок знаменитый Фрэнсис Пауэрс. Татьяна Воронцова прочитала недавно рассекреченные письма американского шпиона.
- Буквально на днях прошел достаточно громкий обмен наших разведчиков, которые содержались за рубежом. Сейчас прошло достаточно громко. А в 1962-ом произошел другой обмен, который не был так громко освещен.
Речь о горячем эпизоде холодной войны - обмене нашего разведчика Рудольфа Абеля на американского летчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса. Что интересно, к этому обмену причастна и наша область, - рассказывает Андрей Соловьев.
Андрей Соловьев - руководитель "Музея истории органов безопасности во Владимирской области":
- Пауэрс - обычный рядовой американец, никогда не интересовался политикой. Полет на самолете был способом заработать. Платили хорошо - ничего лишнего - только бизнес. Когда самолет был сбит 1 мая под Свердловском, - это перевернуло его жизнь.
Неуязвимый ранее самолет-разведчик U-2 был сбит на высоте свыше 20 км. Пауэрс получил 10 лет лишения свободы за шпионаж. Из них - 3 года тюремного заключения. Ему предстояло провести их во Владимирском централе. О перевербовке даже не шло никакой речи, - замечает Андрей Борисович.
- Главная задача была не привлечь его на нашу сторону, а совсем иная. Нужно было создать ему достаточно комфортные условия. Так как некие патриоты хотели с ним по-свойски разобраться за шпионаж. Поэтому было решено его изолировать, обеспечить безопасность…
Полуторогодичное пребывание в Централе изменило Пауэрса полностью, перевернуло его представление о международной обстановке того времени. Срок совпал со многими напряженными моментами холодной войны - Берлинским и карибским кризисами, кубинской революцией, испытанием термоядерной бомбы.
- Американцы в прессе пытались сделать из его заключения шоу, и это его неприятно поразило...Он испытал некое разочарование, потому что выдвигались всякие легенды, что его плохо содержат...
В 2015 в мировой прокат вышел фильм Стивена Спилберга "Шпионский мост", в котором реальные факты абсолютно перекошены. Лживо поданы и сцены пребывания Пауэрса в тюрьме.
- Содержался он в нормальных условиях - камера на двоих, нормальное питание. Он имел возможность получать и писать письма. Даже позволялось больше писать писем, чем другим заключенным. Раз в десять дней баня...На фото весьма упитанный товарищ.
И это американец , который очень переживал - как сможет выжить в русской тюрьме. Сегодня у нас есть возможность взглянуть на прошлое событие с того самого ракурса. Из Владимирского централа. И увидеть то немногое, что видел Пауэрс.
Игорь Закурдаев - хранитель музея "История Владимирской тюрьмы":
- 31 камера, 2 режимного камера, здесь находился Пауэрс, вместе с Зигмундом Круминьшем - латыш - он был шпионом в пользу Швеции...Находился в своей одежде, в гражданской, им завидовали, потому что ходили в своей одежде и с прическами.
Во 2 режимном корпусе размещалась больница. Попал сюда Пауэрс не случайно. Вот, что писал о его состоянии работавший со шпионом полковник госбезопасности Владимир Иванович Шевченко.
Игорь Закурдаев - хранитель музея "История Владимирской тюрьмы":
- Он сказал что Пауэрс находится в подавленном состоянии, он не выполнил приказ, не уничтожил самолет и не отравил себя, была иголка же у него...И он лежал вниз лицом, мало с кем разговаривал.
Но это состояние постепенно уходило. Пауэрсу был 31 год, он много читал, смотрел советские фильмы, и, день ото дня, совершенно спокойная атмосфера вернула его к жизни. На то время 2 корпус Централа считался современной тюрьмой .
Игорь Закурдаев - хранитель музея "История Владимирской тюрьмы":
- 2 режимный корпус был построен в 1903 году, как ни странно, по американскому проекту.
По поводу пыток холодной водой и лишением сна - полная выдумка американцев. Такого во владимирском централе не было, - говорит Игорь Закурдаев.
Игорь Закурдаев - хранитель музея "История Владимирской тюрьмы":
- В 1996 году приехал сын Пауэрса. Он сделал музей холодной войны...Отец практически сразу погиб...Если бы было плохо - сын бы никогда не приехал.
Главное доказательство - письма Пауэрса своим родным, которые он писал из владимирской тюрьмы. В этом году они частично рассекречены.
Андрей Борисович замечает: все письма доходили до адресата! Впервые мы показываем их копии широкой публике.
Сохранилось и письмо Пауэрса начальнику Владимирского централа, в нем только слова благодарности за хорошее обращение. Перед обменом на мосту Глинике его везли в обычном поезде до Москвы.
- Накупили сувениров даже, русских, и поехал он к себе домой в зимнем пальто и в шапке, в отличие от Абеля в пальтишке...Даже это, по сравнению с американцами, очень разнится.
Письма Пауэрса показывают его как человека, как менялись его взгляды, - замечает Андрей Соловьев. И этот взгляд рядового американца, волею судеб вовлеченного в противостояние супердержав, видится актуальным и в современных условиях.
- Кому выгодна была холодная война, гонка вооружений...Он это увидел....Взгляд рядового американца интересен и сегодня, а есть ли такие же американцы сегодня, или пропаганда настолько забила голову, что и это не воспринимается? Хотя надежда есть, что все-таки здравомыслящие люди остались.
Татьяна Воронцова, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».