Другая встреча. Почему Сретенский монастырь назван не в честь Сретения
Сретением мы привыкли называть встречу, которая случилась более двух тысяч лет назад в Иерусалимском храме. Божья Матерь и праведный Иосиф принесли Младенца Христа в храм, где уже очень давно старец Симеон ждал и наконец дождался Господа. Московский Сретенский монастырь тоже построен в память о встрече, но о другой…
На месте обители в конце лета 1395 года множество народу ожидало Владимирскую икону Божьей Матери.
Чтимый образ пришел на Русь из Византии в XII веке. Сначала он находился в Вышгороде, оказался во Владимире, временно был в Рязани и затем вернулся в город, в котором получил название и где пережил и пожар, и разграбление татарами хана Батыя. Но в конце XIV века владимирцы вынуждены были, по просьбе князя Василия и митрополита Киприана, отправить свою святыню в Москву — белокаменная тревожно готовилась к наступлению войск непобедимого царя Темир Аксака, или Тамерлана.
В «Повести о Темир Аксаке» говорится: «когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу». «Все в слезах, от мала и до велика», молились Пресвятой Богородице.
А в это время сам Темир Аксак спал в своем шатре, и ему снился сон: с очень высокой горы шла сияющая Женщина в окружении великих воинов, и Она как будто препятствовала ему. Легендарный завоеватель проснулся в ужасе. Он созвал своих приближенных и рассказал о напугавшем его видении. Они же рассудили, что это Сама Матерь Божия вышла на защиту христиан.
Летописцы утверждают, что на царя нашел такой сильный трепет и в сердце его вошел такой страх, что он развернул свои войска и ушел подальше от Москвы. Историки находят и другие, более прагматичные, объяснения странного и неожиданного поведения Тамерлана. Но как бы то ни было, великий победитель, никогда не замечавший препятствий, отступил, и это было действительно чудом.
В память и в благодарность за него Богородице, перед иконой Которой молились москвичи о спасении, был заложен Сретенский монастырь. На том самом месте, где произошла встреча, то есть сретение, Владимирского образа.
А Тамерлан продолжил свои разорительные походы, но уже далеко от Москвы — в Крыму, в Индии, Османской империи… Наверное, он хотел бы завоевать весь мир, и хоть это ему и не удалось, весь мир до сих пор помнит его смелость, победы и жестокость.
Однажды Богородица заставила вздрогнуть этого бесстрашного и беспощадного воина. Эта встреча впечатлила его, но окаменевшее сердце так и осталось закрытым.
А Сретенский монастырь теперь напоминает не только о любви и помощи Богородицы и чудесном спасении города, но также и о том, что человек сам может сделать свое сердце таким бесчувственным, что пройдет мимо самой главной встречи в своей жизни — встречи с Богом.