Глобальная перезагрузка. Что ведет Россию к технологическому суверенитету?
Сегодня во Владивостоке завершает работу XI Восточный экономический форум. Свыше 7 тысяч участников из 75 стран, более ста деловых площадок, объединенных одним лейтмотивом — «Образ будущего».
О внедрении наукоемких технологий во все сферы экономики говорили в этом году на ВЭФ едва ли не на каждой дискуссионной панели. Если еще два года назад на всех конференциях звучало, что главная задача России — войти в тройку сильнейших экономик мира, использующих технологии искусственного интеллекта во всех сферах народного хозяйства. А нынешний форум показал — задачи стали амбициознее, цели масштабнее. Россия должна стать лидером в этой сфере. И страна к этому идет.
«Мы будем поддерживать развитие на Дальнем Востоке передовых, креативных отраслей, инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта», — подчеркнул президент на пленарной сессии ВЭФ.
Кроме того, глава государства отметил, что «Россия уже сегодня является одним из мировых лидеров по майнингу». Как связаны искусственный интеллект, майнинг и Дальний Восток?
Синергия технологий
Ранее на ВЭФе роль майнинга в современном мире обсудили участники сессии «Промышленный майнинг: новый драйвер цифровой экономики и международных отношений».
Сегодня Россия занимает второе место в мире по объемам майнинговых мощностей, уступая только США. При этом второй год лидирует по темпам роста отрасли. Свою роль в этом сыграл и интерес к российской криптоиндустрии инвесторов из Азии и Ближнего Востока, завил в рамках дискуссии владелец и генеральный директор крупнейшего в Евразии оператора дата-центров BitRiver Игорь Рунец. Он подчеркнул, что после принятия закона о майнинге, внимание крупных иностранных капиталов к России в разы увеличилось. И, по прогнозам, это поможет нашей стране выйти на первое место по объемам майнинговых мощностей уже в ближайшие 2-3 года.
А рост мощностей, в свою очередь, позволит увеличить количество разработок в области искусственного интеллекта. По словам Игоря Рунца — это две стороны одной высокотехнологичной медали. Он отметил, что в ближайшие пять лет страну ожидает кратное увеличение вычислительных мощностей для ИИ как раз за счет развития майнинговой инфраструктуры.
«Дата-центры, используемые для майнинга криптовалют, могут быть легко адаптированы для выполнения задач искусственного интеллекта. Это позволит эффективно использовать уже существующие мощности и значительно снизить капитальные затраты», — отметил Рунец.
Такой подход создает уникальные условия для синергии двух высокотехнологичных направлений. По оценкам экспертов, спрос на вычислительные мощности для искусственного интеллекта будет расти экспоненциально. Ожидается, что к 2035 году спрос на мощности для ИИ в России может достичь 4,5 ГВт — это в полтора раза больше, чем потребление всей майнинговой отрасли на сегодняшний день.
И предпосылки к этому уже есть, отметил директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов. «Мы создали лабораторию по искусственному интеллекту. Мы подписываем соглашение по распределённому хранению данных и много-много чего. Но это только робкие шаги после рождения ребёнка (принятия закона о майнинге — прим. редакции). Они будут однозначно усиливаться, поступь наша будет сильна», — сказал спикер.
Кроме того, промышленный майнинг способствует развитию регионов, в которых размещаются дата-центры для энергоемких вычислений. И связано это не только с большими налоговыми отчислениями (а отрасль в перспективе уже ближайших двух лет будет давать 50 млрд рублей в год в бюджеты всех уровней). Как любой социально-ответственный сегмент экономики, крупные промышленные майнеры инвестируют в региональную инфраструктуру, при их поддержке запускаются профильные программы подготовки кадров.
Так при чем же здесь Дальний Восток? Округ известен своими преференциальными режимами. С их использованием уже сейчас реализуются проекты по строительству ЦОД, разработке программного обеспечения и искусственного интеллекта. В октябре в Бурятии готовится к запуску один из самых мощных в России центров обработки данных на 100 мегаватт. И это — только начало.
«Дальний Восток имеет большой потенциал для развития отрасли. Я думаю, что это наш один из таких первых шагов на территории Дальнего Востока, но точно далеко не последний», — резюмировал Игорь Рунец.