Поэт с литературным именем Новелла — 7 октября исполняется 90 лет со дня рождения Н.Н Матвеевой
7 октября 1934 года в Царском Селе (тогда оно называлось Детское Села, а ныне это город Пушкин) в семье географа, историка-краеведа Дальнего Востока, поэта, писателя, литературоведа, действительного члена Географического общества Николая Матвеева-Бодрого родилась дочь, родители нарекли её редким именем Новелла. Оно стало определяющим в судьбе – Новелла Матвеева известна нам как поэт, прозаик, переводчик, драматург, литературовед, бард… Сегодня отмечается 90 лет со дня рождения Новеллы Николаевны, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Родители – и отец, Никола́й Никола́евич, и мать, Надежда Тимофеевна, занимались литературным творчеством. Дед по отцовской линии – Николай Матвеев-Амурский, писатель, создатель первой «Истории города Владивостока», жил во Владивостоке, но родился и умер в Японии. Дядя Венедикт Матвеев – поэт-футурист (псевдонимы Венедикт Март, Венедикт Марьин). Двоюродный брат Новеллы – Иван Елагин, сын Венедикта Марта, тоже поэт, эмигрировал в Америку со второй волной эмиграции.
Любимый дедушка умер в 1941 году, когда Новелла пошла в школу. В том же роковом году она написала свои первые стихи. У неё начался авитаминоз, Новелла начала стремительно терять зрение. Её положили в госпиталь благодаря стараниям отца, который служил там политруком и смог пристроить дочь на лечение. Он же стал и первым читателем её стихов, не удивляясь их появлению, ведь в семье почти все поэты. Восстановив зрение, девочка с жадностью накинулась на книги, её любимыми авторами стали Александр Грин и Марк Твен.
После лечения Новелла вернулась в школу, но как только закончилась война, бросила её. Сначала просто помогала матери вести хозяйство, потом устроилась на работу в детский дом. Учила её мама, Надежда Тимофеевна отличалась эрудицией и хорошим образованием.
Сама Новелла Матвеева позже рассказывала о своём домашнем обучении так: «Я вообще в школу не ходила, я так радовалась, что в школу ходить не надо! Я страшно радовалась. Дома лучше, думала я. Мои ровесники сбегали с уроков тайком, в самоволку, а мне не надо было убегать, прогуливать, не надо никого обманывать, у меня была всегда сплошная самоволка. Я так и осталась на домашнем обучении. У моих родителей было по два, если не три образования. Они же в старых гимназиях учились, латынь знали. Мама училась на филологическом факультете Московского университета. Поэтому я всегда говорю, что у меня два образования: отцовское и материнское. Своего нет. Правда, я на Высших курсах на литературных училась».
Писать стихи Новелла стала ещё в детстве, а печататься – с 1958 года. Первый сборник вышел в свет в 1961 году, тогда же Матвееву приняли в Союз писателей СССР.
В 1963 году вышел второй сборник стихов «Кораблик», далее — «Ласточкина школа», «Река», «Закон песен», «Страна прибоя»…
Сочиняла песни на собственные стихи и исполняла их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.
Всем, кто читал её стихи, казалось, что их писал счастливый человек, настолько они лёгкие и воздушные… На самом деле Новелла Матвеева очень замкнутый человек. Её поэзия никогда не собирала толпы народу, но те, кто хоть раз услышал её сочинения, уходили очарованными. Матвеева обладала каким-то магическим секретом, притягивающим к ней людей.
Есть у Новеллы Матвеевой и стихи о Владивостоке…
О Владивосток! Далям вопреки –
Ты воистину русский, ты «нашинский»
Ты не зря стоишь на корнях тайги
Как тайга огромный, размашистый.
Ты не смял тайгу некой жертвою,
А в себе её воплотил, как мог
В море жил, прожилок и вен твоих
Бродит кровь тайги – изумрудный сок.
Пусть наряден твой европейский лоск
Многоцветный говор гостей твоих, но смола –
Лесов светозарный мозг
Будет вечно мозгом костей твоих.
Как тайга – растешь ты в вкривь и вкось,
Как тайга – способен кусать, реветь,
Но кабан мещанства, и злобы лось
И услужливый невпопад медведь
Всё пройдет, уйдет…человека тень
Осенит историю гулкую.
Человек растёт, как растёт жень-шень
Человеческою фигуркою.
О Владивосток! Под тобою спит
Мир корней с переборами тонкими
Может и жень-шень между ними скрыт-
И тебя подпирает ручонками.
Ты не возражай: Это он – любя.
Ты же всё, всё окупишь сторицею!
На святой Руси назовут тебя
Пятым Портом и третьей Столицею.