Русский бизнесмен в Шанхае: «Я выдвигал свою кандидатуру на должность мэра Владивостока»
29 января жители Азии отмечают Новый год по лунному календарю. В России этот праздник с народным названием «китайский Новый год» набирает всё большую популярность и становится наглядным примером смешения традиций России и Китая. В преддверие «китайского Нового года» PRIMPRESS встретился с Евгением Бажовым - человеком, чья жизнь во многом символизирует связь культур двух стран.
Уроженец Владивостока, который последние 20 лет проживает в Поднебесной, Евгений прошёл путь от простого мальчишки с БАМа до владельца собственной консалтинговой компании в Шанхае. В беседе с PRIMPRESS предприниматель поделился своим видением развития Владивостока и лайфхаками ведения бизнеса с Китаем.
- Евгений, добрый день! У Вас очень необычная биография. Расскажите немного о себе.
- Даже не знаю, с чего начать. Когда распался Союз – мне было 10 лет. Вырос я на БАМе. Это был далеко не лучший район и не лучшее время. На улицах порой можно было услышать стрельбу, а новости об убийствах криминальных авторитетов никого не удивляли. Сложно было и в бытовом плане. Порой приходилось вставать в 5:30 утра, чтобы к 8 часам быть в «голове» очереди за хлебом. Ещё помню, как ходили с друзьями на водопроводные колонки мыть машины. Это, можно сказать, был мой первый коммерческий опыт. Потом мы с родителями переехали в центр города, и я занялся другим «бизнесом» – продавал жвачки и снеки возле ночного клуба. Но мы с другом почему-то почти всегда были в убытке: то ли мы плохо считали деньги, то ли много товара съедали сами.
С 18 лет я начал работать гидом для китайских туристов. Встречал их на границе и водил экскурсии по городу. Здесь, конечно, очень помог китайский язык, который я изучал в ДВГУ.
- Во сколько лет Вы переехали в Китай?
- В 23 года я начал работать представителем транспортных компаний в Китае. Жил в небольших китайских приграничных городках: Суйфэньхэ и Дуннин. В 2005 году я перебрался в Шанхай, где заинтересовался инвестициями, финансами и международной торговлей. В Шанхае я и живу по сей день. За годы работы здесь я дорос до наёмного директора в крупных китайских корпорациях, открыл собственную компанию, стал бизнес-коучем.
- Сложно ли русскому человеку жить среди китайцев?
- Это не так сложно, как кажется. Живя в Китае, я полностью погрузился в восточное общество. Представьте, когда все вокруг вас китайцы: друзья, подчинённые, контрагенты, инвесторы. Буквально за несколько лет ты полностью меняешь своё мышление и принимаешь восточную философию. В каких-то вещах она гораздо глубже и мудрее, нежели наша, российская.
- Думали ли Вы о возвращении в Россию?
Я бы сказал так, ради ведения бизнеса – нет. Но вот ради общественного блага – да. Дело в том, что в 2019 году я выдвигал свою кандидатуру на должность мэра Владивостока. На тот момент я прожил в Китае 15 лет и накопил неплохой опыт управления крупными организациями. Мне пришло понимание, почему Шанхай выглядит как Шанхай, а Владивосток – как Владивосток. Ведь клумбы могут быть ухоженными, асфальт – чистым, а город – привлекательным для иностранных инвесторов.
Свои предложения я сформулировал в предвыборной программе, но городская Дума меня не поддержала. По прошествии лет я понимаю, что во многих вещах был идеалистом, а в Думе сидели реалисты.
- А что именно Вы предлагали изменить в столице Приморья?
- С философской точки зрения – подход к управлению городом. Вы, наверно, слышали, что за рубежом есть практика приглашать сторонних топ-менеджеров. Мы в России таких называем «варягами». Своим свежим взглядом они часто меняют жизнь к лучшему. Однако у руководителей-«варягов» зачастую есть одна проблема – они не знают и не ценят традиций той компании или территории, которой управляют. Поэтому могут и «наломать дров». Я же считал себя человеком со взглядом «варяга», который при этом вырос во Владивостоке и который знает и любит этот город.
С практической точки зрения – я предлагал привлечь китайские деньги во Владивосток. У мэрии тогда были масштабные и интересные проекты как, например, объездные дороги или туристическая и бизнес-застройка Русского острова. Китайские инвесторы очень интересовались этими проектами, обращались ко мне за консультацией.
- Что вы можете сказать про сегодняшний Владивосток? Насколько он интересен китайцам?
- Радует, что Владивосток становится всё более открытым для Китая. В первую очередь изменилось мышление самих жителей. Когда двадцать лет назад я работал гидом, то отношение к китайцам было в стиле «понаехали» или «давай деньги и вали». Был ничем не оправданный страх, что они нас или купят, или завоюют. Сегодня, конечно, такого уже нет. Китайцы на улицах Владивостока уже никого не пугают. Может быть, кого-то раздражают, но это уже совсем другая история. Показательно, что в хороших ресторанах есть меню на китайском языке. Это нравится китайцам. Они готовы ехать сюда, оставлять здесь деньги. Насколько знаю, среди российских городов Владивосток – один из лидеров по количеству китайских туристов. Пандемия закончилась, и, если местный бизнес продолжит в том же духе, то есть все шансы зарабатывать хорошие деньги.
- Какие советы вы можете дать приморским предпринимателям, чтобы привлечь китайских клиентов?
- Сейчас из Китая к нам едет всё больше индивидуальных туристов. Многие из них следуют по стопам китайских же блогеров, которые «пилят» контент про туризм в России. Приведу пример моего китайского сотрудника из Шанхая. Он поехал в свадебное путешествие во Владивосток и на Камчатку. Весь маршрут своей поездки, включая рестораны, отели, магазины, он составлял по рекомендациям китайских блогеров. Поэтому мой совет прост – надо продвигаться через китайские социальные сети. Сейчас это, пожалуй, лучший инструмент для привлечения трафика. Тем более, что «высокий» сезон уже не за горами.
Кстати, этот совет можно дать не только отелям или ресторанам, но и многим производителям. Кондитерские изделия, сувениры или какую-то аутентичную продукцию тоже можно продвигать через туристов. Представьте, вы привлекли к себе китайских покупателей, а они начали фотографировать вашу продукцию, постить её в соцсетях. Так и начнётся ваше продвижение в Китае. Тем самым вы подготовите почву для продажи продукции за рубеж. Так, например, начался экспорт конфеты «Крокант». Сначала китайцы распробовали её в обычных российских магазинах. Потом гиды стали водить в эти магазины туристов, и только после этого конфета поехала в Китай. Сегодня, только представьте, в Китае за год съедают около 20 тысяч тонн «Кроканта»! Даже всем известная «Алёнка» продаёт в Китай не больше 5 тысяч тонн своих шоколадок.
- Евгений, спасибо за интересную беседу и с наступающим китайским Новым годом!
- Спасибо вам за интересную беседу. Между прочим, та самая Древесная Змея придёт к нам только 29 января, с наступлением восточного Нового года. Это животное – символ мудрости, гибкости и стратегического мышления, чего и всем нам желаю!