Евгений Иванов: мечтаем возродить академическую ихтиологию в Якутии
В реках и озёрах Якутии насчитывается до 40 видов рыбы, многие из которых не изучены. Чем занимаются ученые-ихтиологи, какая самая древняя рыба водится у нас в республике, как восполнить рыбные запасы и о многом другом накануне Дня российской науки мы поговорили с кандидатом биологических наук, научным сотрудником Института биологии СО РАН Евгением Ивановым, который возглавляет группу ихтиологии отдела зоологических исследований института.
Рыбалкой увлекался с детства
– Евгений Васильевич, вы уже много лет работаете в Институте биологии СО РАН. Как пришли в профессию, почему выбрали именно ихтиологию – науку, которая занимается изучением рыб?
– Я окончил биолого-географический факультет ЯГУ. С детства, как и все деревенские мальчишки, любил природу, рыбалку, охоту. Мы жили в селе Чаппанда Нюрбинского района. Почему-то все мои детские воспоминания связаны с рыбалкой на местном озере, хорошим уловом. В основном ловили гальянов на удочку. Но раз в год семьей выезжали собирать лук на реку. И вот тогда я рыбачил, ловил речную рыбу целый день с утра до вечера. Для меня ловить рыбу на реке было так интересно, столько эмоций вызывала эта рыбалка! Тем более рыба хорошо клевала. И я уезжал всегда с богатым уловом: на мою удочку попадались ельцы, окуни, плотва.
Позже мы переехали в пригородный поселок Маган. В школе мне нравилась биология, а поскольку моя мама Мария Терентьевна – врач-терапевт, интересовался и медициной. Но в итоге выбрал биологию.
В 1994 году поступил на БГФ. На третьем курсе, когда нужно было определиться с дальнейшим направлением учебы, я довольно долго выбирал между биохимией и ихтиологией. Но так как больше люблю полевые работы (биохимия же больше связана с лабораторными исследованиями), остановил свой выбор на ихтиологии. О чем совсем не жалею.После окончания университета в 1999 году пришел в Институт биологии, где и работаю по сей день.
Работа у нас интересная, связанная с выездами, изучением рыб, можно также заниматься и лабораторными, экспериментальными работами. А объектов для изучения у нас более чем достаточно: в реках и озерах Якутии насчитывается до 40 видов рыб. Очень много неизученного. Если, например, западная часть России более-менее изучена, то Якутия представляет широкое поле деятельности для ученых-ихтиологов.
Хорошие сырьевые изучения были проведены в нашей республике в 1930-х и 1950-х годах, когда стране нужно было много рыбы. Тогда из Ленинграда изГосНИОРХ им. Л.С. Берга (ныне Санкт-Петербургский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии) сюда для исследований приезжали ученые, в том числе прибыл и Фёдор Николаевич Кириллов.
Он остался жить в Якутии и впоследствии стал основателем ихтиологического и гидробиологического направлений якутской науки. Федор Николаевич создал школу ихтиологии, которая очень успешно работала в стенах Института биологии вплоть до перестроечных времен. А потом, к большому сожалению, связь была надолго прервана и ихтиологией в Институте биологии практически никто не занимался.
Сегодня мы собираем новую команду – новое поколение ихтиологов, налаживаем связи, практически начинаем все с нуля. Кроме группы ихтиологии, я также работаю с гидробиологами: мы занимаемся изучением кормовой базы рыб, это уже рыбохозяйственное направление.
С севера до юга республики
– Что вас привлекает в ихтиологии?
– Все, кто со мной общается, по-хорошему завидуют, потому что я постоянно езжу по республике. Конечно, привлекает то, что мы, ихтиологи, можем посетить для изучения очень отдаленные, неизведанные места Якутии, куда мало кто может добраться.
Можно на пальцах пересчитать места, где я еще не был. Практически всю Якутию объездил, прежде всего был в северных улусах, так как рыболовство там более всего развито. Но этот перекос в сторону большего изучения северной части Якутии сейчас компенсируем вниманием к рыбам, населяющим южную и центральную Якутию, которые слабее изучены. Также сравнительно плохо изучена горная часть нашей республики.
– Назовите самые интересные места, где вам довелось побывать?
– Для ихтиологов самое интересное место там, где рыбы много. Мне, например, нравится бывать в Чокурдахе, стараюсь ежегодно посещать этот арктический поселок. Конечно, своеобразных мест в нашей республике много. А интересными, с научной точки зрения, являются те, где раньше никто не бывал.
К примеру, в 2023-2024 годах мне удалось побывать на реке Гусиной, которая впадает в Восточно-Сибирское море. Это река находится в Аллаиховском районе. Там раньше ихтиологи не работали, поэтому для меня было интересно побывать в тех местах. Кроме этого, работал на небольших, неизученных реках Суолама и Уджа в Анабарском районе, Уяндина, протекающей по Усть-Янскому и Абыйскому районам. Бывая в таких местах, всегда открываешь что-то новое для науки и для себя.
Самые древние рыбы
– Какие исследования проводите во время полевых работ?
– У нас полевые работы экспедиционного характера, т.е. мы в научных целях согласно выданным разрешениям ловим рыбу и на месте их препарируем, проводим разные анализы. Если не получается на месте проанализировать или не хватает соответствующего оборудования, мы привозим рыбу в лабораторию института и продолжаем с ней работать уже здесь – это камеральная обработка.То есть наша работа делится на полевую и камеральную.
– Интересно, а какие рыбы считаются самыми древними?
– Самыми древними являются хрящевые рыбы: акулы, скаты, химеры – обитатели морских вод. Из пресноводных видов древними являются осетровые. В Якутии водится один представитель этого вида рыб — сибирский осётр. Также древними являются и миноги, но их относят к рыбообразным.
– Насколько ученые-ихтиологи обеспечены оборудованием?
– Самым необходимым оборудованием мы обеспечены. А если чего не хватает, стараемся докупить, используя разные внебюджетные источники, либо делаем совместные работы с другими институтами, работаем с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Владивостоком.
Для восполнения популяции
– Вы проводите ежегодные научные исследования по всей территории республики. Что можете сказать как ученый? Каковы сегодня рыбные запасы Якутии?
– По сравнению с другими регионами России, по части рыбных запасов ситуация в Якутии намного лучше. В качестве доказательства можно привести такой факт: везде по стране осетровые занесены в Красную книгу, исключение составляет только наша ленская популяция осетра, промысел которой разрешен. Это говорит о стабильной численности ленской популяции сибирского осетра.
– Какие предприятия занимаются сегодня разведением рыб?
– Во-первых, Чернышевский рыбзавод. Он занимается разведением рыб, чтобы восполнить тот ущерб, который наносят водоемам промышленные предприятия. Кроме этого, «Главрыбвод»: у них в селе Улаах-Аан Хангаласского улуса несколько лет функционирует рыбоводный цех.
– Какая работа проводится по восполнению популяции рыб?
– Работы в этом направлении ведутся и «Росрыболовством», и Минэкологией республики совместно с Чернышевским рыб- заводом и «Главрыбводом». В программу по восстановлению входят наиболее уязвимые, ценные в промысловом отношении виды рыб.
Работа не останавливается
– Как ученый над какой темой сейчас работаете?
– В настоящее время работаю по ареалам рыб, которые в последние годы претерпели значительные изменения за счет сокращения, антропогенного воздействия, из-за климатических факторов. У нас по многим видам четко не выяснены границы обитания, особенно по непромысловым видам. Опять же систематика меняется, т.е. некоторые виды разделяются в связи с новыми методами исследований, прежде всего генетическими. В общем, занимаюсь географией распространения рыб на территории Якутии.
По идее работа ученого никогда не останавливается. Если даже и станешь доктором наук, ты должен идти дальше. Работа ученого заключается в том, чтобы и самому развиваться, и готовить будущее поколение, которое должно тебя заменить, т.е. должна быть непрерывность, преемственность научной школы.
– Сколько человек работает в вашей группе ихтиологов?
– В группе нас пятеро. Кроме меня, работают ихтиологи Евгений Бурмистров, Михаил Ксенофонтов и гидробиологи Ирина Соловьева и Елена Андреева. Вот в таком составе трудимся, мечтаем возродить академическую ихтиологию в Якутии.
– А куда поедете на полевые работы в этом году?
– В этом году продолжим научные исследования в верховьях реки Яны. По остальным сложно прогнозировать: все зависит от финансирования. А финансирование науки в настоящее время таково, что большая часть поездок ученых осуществляется за счет внебюджетных средств. А сейчас же все происходит на основе тендеров, конкурсов, поэтому направления полевых экспедиций будут известны ближе к летнему сезону.
Сохранить преемственность
– Кто оказал влияние на ваше становление как специалиста и ученого?
– Становление молодого специалиста во многом зависит от тех профессионалов, наставников, которые находятся рядом. Когда я писал дипломную работу, моим научным руководителем был Александр Иванович Поздняков. Он тоже окончил БГФ ЯГУ, был высокопрофессиональным специалистом, работал в Департаменте биологических ресурсов Якутии. Можно сказать, он заложил во мне основы.
Кроме Александра Ивановича, большое влияние на мое становление оказал Александр Федорович Кириллов, который был руководителем моей научной работы в пору защиты кандидатской диссертации. Александр Федорович до сих пор работает, является одним из высококлассных специалистов старой школы ихтиологии. Благодаря ему, наверное, не прервалась вот эта преемственность поколений.
Также в моем становлении как специалиста и ученого большую роль сыграли доктор биологических наук Матвей Матвеевич Тяптиргянов и Валентина Ефимовна Иванова, которая внесла значительный вклад в развитие рыбоводства в республике.
– Насколько сейчас молодежь выбирает биологию в качестве своей будущей профессии?
– Всегда были и есть молодые люди, которые любят природу, хотят заниматься биологией, интересуются этой наукой. Даже несмотря на новомодные тенденции, на появляющиеся тренды. И среди студентов есть те, кто хочет непосредственно заниматься ихтиологией, поэтому, думаю, преемственность сохранится.
Главное – желание
– Чем вы любите заниматься в свободное время?
– Больше охотой, потому что моя работа связана с постоянной рыбалкой, все время на реке! (смеется). Но поскольку охота и рыбалка неразрывно связаны, все равно приходится ловить рыбу – для ухи на костре.
– Расскажите о своей семье, детях.
– Супруга Мария Ивановна – преподаватель английского языка. У нас двое детей. Старший Лев учится в Якутском колледже связи и информационных технологий им. П.И. Дудкина, в этом году заканчивает учебу. А младший Павел – ученик 10 класса физико-технического лицея им. В.П. Ларионова.
– Что вы хотите пожелать молодым людям, которые тоже планируют прийти в науку?
– Главное – у них должно быть желание заниматься наукой.Трудности, конечно, есть. Первое время будет сложно, но надо это перетерпеть, не сдаваться. Как правило, остаются люди, которые действительно хотят заниматься наукой.