Стали известны подробности об отмене оправдательного приговора камышинских присяжных по делу о смерти руководителя отдела Роспотребнадзора
Напомним, тело сотрудника ведомства было найдено в ночь с 23 на 24 сентября 2021 года на улице Осетинской недалеко от хосписа в Камышине.
По предварительным данным судебно-медицинских экспертов, смерть мужчины наступила в результате травмы грудной клетки, а также ушиба сердца. По факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, было возбуждено уголовное дело.
Выяснилось, что смертельную травму мужчине нанес 25-летний житель Камышина, с которым у него возник конфликт, по некоторым данным, на почве ревности из-за супруги Овчаренко. Напавший сам вызвал бригаду "скорой медицинской помощи", но к моменту приезда медиков Кулаков уже был мертв.
16 декабря 2022 года коллегией присяжных заседателей в Камышинском городском суде был вынесен оправдательный вердикт в отношении обвиняемого Овчаренко. В силу положений ч. 1 ст. 346 Уголовно-процессуального кодекса РФ находящийся под стражей подсудимый был объявлен председательствующим по делу оправданным и немедленно освобожден из-под стражи в зале судебного заседания.
Однако в конце марта Волгоградский областной суд рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потерпевших и апелляционное представление государственного обвинителя – заместителя Камышинского городского прокурора Николая Ларионова на оправдательный приговор Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 декабря.
Во время рассмотрения апелляции в суде напомнили события той роковой ночи. Между Кулаковым и Овчаренко возник конфликт на почве личной неприязни, и последний начал избивать ногами сотрудника Роспотребнадзора по голове. Его оппонент получил закрытую тупую травму грудной клетки с ушибом сердца, из-за которой Александр Кулаков скончался на месте. В апелляционной жалобе представители потерпевшей стороны сообщили, что считают приговор Овчаренко несправедливым, а также потребовали изменить статус супруги подсудимого, из-за которой, как предполагают со стороны погибшего, и возник конфликт.
- Приводя фабулу обвинения, полагают, что орган предварительного следствия неверно квалифицировал содеянное фигурантом по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Обращают внимание, что доказательства вины Овчаренко А. М. были исследованы и изучены не в полном объеме. Показания свидетелей стороны обвинения являются противоречивыми, что ввело в заблуждение суд и иных участников процесса.
Адвокаты подсудимого Быстров В. В. и Бормотов Р. В. на протяжении судебного следствия задавали свидетелям и другим участникам заседания наводящие вопросы, при исследовании письменных доказательств представляли на обозрение присяжных заседателей и зачитывали только сведения, выгодные стороне защиты, игнорируя и скрывая от присяжных заседателей иную информацию. Так, при исследовании стороной защиты медицинских документов К. А. С., сведения были зачитаны частично, после чего адвокаты делали заведомо недостоверные выводы о состоянии здоровья К. А. С. Выражают несогласие, что супруге подсудимого определен процессуальный статус свидетеля. Полагают, что супруга выступала в роли подстрекателя, - уточняется в определении областного суда.
Также потерпевшие отметили, что действия Овчаренко носили умышленный характер, и он бил туда, где находятся жизненно важные органы, а адвокаты подсудимого систематически ставили под сомнение честь, достоинство и деловую репутацию погибшего Кулакова, очерняли его личные качества и моральный облик.
Коме того, по мнению стороны обвинения, защита подсудимого систематически оказывала незаконное воздействие на присяжных.
- Выступления защиты в прениях являлись по сути рецензией речи стороны обвинения. При этом содержание доказательств обвинения искажалось без соответствующих мер реагирования со стороны суда. В частности, сторона защиты активно доводила до присяжных сведения о наличии наслоений грунта и травмы слева на груди погибшего. Вопреки показаниям самого подсудимого адвокаты доводили до сведения присяжных информацию о том, что Овчаренко отходил от Кулакова до того, как последний упал на землю, в то время как сам подсудимый говорил об обратном.
Помимо этого до сведения присяжных заседателей сторона защиты неоднократно доводила информацию о том, что в период исследуемых событий Кулаков не проживал со своей семьей. Наряду с этим без реакции со стороны председательствующего остались высказывания защиты и свидетеля №3 о якобы существовавших угрозах со стороны погибшего, - уточнили представители гособвинения.
В итоге суд апелляционной инстанции решил, что систематическое нарушение стороной защиты требований уголовно-процессуального закона оказало влияние на формирование мнения коллегии по уголовному делу и на содержание ответов присяжных заседателей при вынесении вердикта.
Было решено отменить приговор Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2022 года в отношении Александра Овчаренко, постановленный на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей, уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в тот же суд, в ином составе суда со стадии судебного разбирательства, апелляционное представление государственного обвинителя и апелляционную жалобу потерпевших удовлетворить.
В отношении Овчаренко была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца. Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Михаил Антонов, "Блокнот Волгограда"
На снимке: Александр Кулаков
Фото: администрация Камышина
Скрин документа