Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности
Дальний Восток остается одним из самых востребованных направлений перевозок в России, особенно в части импорта товаров.
Несмотря на его развитие, возможности инфраструктуры по-прежнему остаются ограниченными. Недостаточное количество мест для погрузки контейнеров, нехватка мощностей на пунктах пропуска и в портах тормозят прогресс. Решением проблемы может стать удлинение контейнерных поездов, перераспределение нагрузки на менее задействованные пункты пропуска, а также развитие Северного морского пути. К такому заключению пришли участники сессии «Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Дальний Восток стал самым востребованным логистическим направлением за последние несколько лет
«Если 10 лет назад Евросоюз, то есть западное направление, составляло 47% торговли, а Азия только 29%, то в настоящее время на Азию приходится 66%, а на Евросоюз всего 11%», — заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) Владимир Ивин.
«Из основных трендов: растет потребность ввоза импорта ежегодно, Дальний Восток продолжает оставаться самым востребованным направлением для перевозки контейнеров. Прогноз наш в целом это 9–10% роста рынка в 2024 году, несмотря на инфраструктурные ограничения», — исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергей Авсейков.«Восточный полигон, прежде всего, когда принимали [программу. — Ред.] развития, он был для вывоза тех новых продуктов, товаров промышленности, создаваемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Но после 2022 года концепция поменялась. Те регионы Сибири и Дальнего Востока, которые создают свою продукцию, ее вывезти не могут. Потому что на Восточный полигон развернулась Вологодская область, Архангельская область, развернулась вся бумага, картон, фанера, которая шла в Европу», — советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии Российской Федерации Игорь Левитин.
Новые законодательные и технологические решения обеспечат рост объема перевозок «Динамика прироста есть. Мы рассчитываем, что удастся сохранить темпы роста. На текущий момент порядка 8% прирост по контейнерным перевозкам к предыдущему году. Вместе с рынком занимаемся решением задач, как теперь с этим объемом работать. Конечно, здесь первая задача, которую мы будем решать, это применение новых технологий», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги», начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Мурев. «Решений несколько. Все вы знаете, что есть соответствующее поручение президента создать национальную цифровую транспортно-логистическую платформу. <…> Идем не создавать какую-то дополнительную надстройку, а [планируем. — Ред.] реализацию нескольких ключевых сервисов, первый из которых — это единое окно обработки документов между бизнесом и государством. <…> Второй сервис — это электронный документооборот», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.
ПРОБЛЕМЫ
Дефицит вагонного парка и недостаточная пропускная способность инфраструктуры «Вызовы, с моей точки зрения, в том, что у нас очень сильно перегружен вот этот куст Владивосток — Находка. Здесь уже, конечно, мы, безусловно, ощущаем, что провозные мощности заканчиваются. И в этой связи в качестве новых возможностей, наверное, было бы целесообразно рассмотреть иные пункты пропуска», — заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) Владимир Ивин.
«Что касается перевозки контейнеров в полувагонах. <…> Первоначально перевозки контейнеров в полувагонах оценивались как демпфер, как [способ. — Ред.] нивелировать разницу между экспортом и импортом. Потому что весь контейнерный поток с портов Балтики развернулся на торговые порты Дальнего Востока, Приморья. Сегодня уже понятно по итогам двух лет, что это с нами надолго и навечно. Сегодня можно рассматривать перевозку контейнеров в полувагонах как самостоятельную работу», — генеральный директор АО «Угольтранс» Хасян Зябиров.РЕШЕНИЯУвеличение объема перевозок за счет альтернативных решений «Одним из решений является увеличение длины контейнерных поездов. Об этом много говорят. Контейнерный поезд 120–140 условных единиц уже реальность. В графике движения поездов мы и на этот год предусмотрели подобное решение, и будем на следующий год увеличивать», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги», начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Мурев.
«Об этом только что коллега сказал, [что необходимо. — Ред.] увеличить длину поездов. Безусловно, нужно какие-то решения принимать, такие, что называются тактическими, оперативными решениями. Поскольку инфраструктуру мы не можем строить. Мы, наверное, сейчас на пределе в части ее физической реконструкции. Поскольку в противном случае нам придется вообще железную дорогу остановить», — Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.Развитие Северного морского пути «У нас будет впереди сессия по Северному морскому пути, и здесь, конечно, мы видим большую роль [СМП. — Ред.] в перспективе именно как еще одной транспортной инфраструктуры. Ни в коем случае не альтернативной, а дополнительной», — Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
«И, конечно же, надо развивать Северный морской путь. Это параллель Восточного полигона. И чем быстрее мы запустим Северный морской путь, [тем лучше. — Ред.]. <…> У нас с вами, по сути, два безопасных коридора осталось, это Китай и Северный морской путь, Север — Юг», — советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии Российской Федерации Игорь Левитин.