Главные новости Вологды
Вологда
Февраль
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26
27
28

Раскалённый вопрос: как скандал о «нашествии» тысяч мигрантов вырос из стройки за миллиарды в Череповце

Народные переживания разгорелись в Вологодской области из-за известий о возведении «городка» для вахтовиков-иностранцев. Что отвечают в компании на обвинения в «массовом завозе» и почему вообще началось обсуждение?

В последние дни в соцсетях поднялась волна возмущения из-за появившихся в СМИ заголовков с одной идеей – компания «Северсталь» собирается привезти в Череповец Вологодской области 6000 мигрантов. Такая формулировка вызвала вполне ожидаемую реакцию: озвученное количество приезжих – это около 5-6% от всего населения города.

«Это просто освоение территории»

 

Началась история ещё раньше, как минимум с начала февраля. Тогда и прозвучала цифра в 6000 приезжих, причём сразу с нотками возмущения. Её, ссылаясь на озвученные руководителем управления миграционной службы Ольгой Южаковой данные, приводил депутат ЗакСобрания Вологодской области Антон Холодов:

– Руководитель УФМС озвучила на рабочей группе по профилактике нарушений в сфере миграции, что «Северсталь» и подрядчики в 2025 году планируют привезти 6000 иностранных граждан для работы. Это огромная цифра, целый микрорайон! Их же где-то расселить надо, кормить, гигиену соблюдать, всякие их желания удовлетворять и т.д. – обратился депутат.

Сразу же прозвучали претензии. Главная – «на работу нужно брать своих», как озвучил свою позицию Холодов.

Цифра закрепилась. Новая волна возмущения началась на днях. Городские паблики разместили фото с объектами «вахтового городка» у предполагаемой стройки будущего завода по производству окатышей, для которой и нужна рабочая сила.

Общественники, к которым начали обращаться местные жители, тревогу усугубили:

– Вот если привозят 6000 мигрантов (для них делают некую инфраструктуру), можете смело умножать это число на три. Потому что привезут с собой кто ребёнка, кто жену. Потом начнутся халяльные хавчики, халяльные парикмахерские и так далее. <…> Это просто освоение территории. Зачем, если он приехал работать, ему здесь бабушка, дедушка, дети, жёны? Он приехал работать, поработал – до свидания. <…> «Северсталь», по сути, может стать потенциальным посредником повышения преступности в городе Череповце, – обратился в своих соцсетях Михаил Маваши, руководитель движения «Северный человек».

Надо сказать, что недовольство никто не придумал: в соцсетях комментариев от местных жителей о ситуации и в целом усталости от поведения приезжих десятки. Подключился в итоге и глава региона, Георгий Филимонов, заявив, что в рамках закона будут приняты соответствующие меры:

– Правительство Вологодской области разделяет эту обоснованную обеспокоенность. Ответ последует обязательно. Сейчас ведём разработку конкретных мер, которые позволят не допустить таких шагов, а также криминализации Череповца и защитить права и интересы череповчан. Аргументы сторонников массового и неконтролируемого завоза трудовых мигрантов слышали и считаем несостоятельными. Вопрос будем решать в правовом поле, с опорой на мнение большинства земляков и здравый смысл, – сообщил глава региона в соцсетях, приложив ранее всё тот же ролик Маваши.

«Стальные» детали

 

Волна поднялась такая, что в компании пришлось отвечать. Из их сообщений следует, что вышеописанное как минимум не совсем точно. Накануне, 19 февраля, в одном из официальных тг-каналов компании, «Подрядчики «Северстали», появилось подробное разъяснение:

– Уже сейчас подрядные организации привлекают около 4300 иностранных граждан к работам на промышленной площадке «Северстали». Больше всего трудовых ресурсов потребуется в момент одновременной реализации сразу нескольких крупных инвестиционных мероприятий. Тогда количество вахтовиков увеличится до 5400 человек. Это не означает, что данные сотрудники приедут разом. Ежегодно подрядными организациями привлекаются около 2000-3000 иностранных граждан. Прирост в этом году связан исключительно с реализацией конкретных крупных мероприятий, он будет временным!

То есть не совсем 6000 и не «вероломным десантом» – работы не вчера начали. В обращении также добавили, что конкретно в строящемся к апрелю городке могут разместиться максимум 3000 человек. Отдельно подчёркивается: все эти люди привозятся в соответствии с требованием «приехали работать – затем домой».

– Ключевое разрешение для этого – патент. Патент заканчивается – сотрудник возвращается на родину в течение регламентных сроков. Также стоит отметить, что данный документ не предоставляет возможным привезти с собой своих родных и близких. Соответственно, граждане иностранных государств приезжают одни, – сообщили в тг-канале.

Важен и момент, где конкретно будут возводить «городок»: неподалёку от, собственно, производственного объекта, а именно комплекса по производству железорудных окатышей за 116 млрд рублей (сумма выросла за два года), который одобрили ещё при прошлом губернаторе в 2023 году. Это у агломерационного цеха №3 комбината – то есть на закрытой территории.

В духе гетто?

 

Тут нужно отдельно добавить, что часть сказанного и в интервью местной прессе, и в официальных публикациях крайне своеобразно трансформировалось в постах по теме, где начали звучать нотки нарушения прав человека. Слишком уж нехорошие коннотации вызывают слова «круглосуточный пропускной режим» и «полицейские конвои».

Про режим цитата, а вот последнее – это переформулированное высказывание в соцсетях представителей компании, где сообщили, что выход в город приезжих, уже сейчас централизованно расположенных в хостелах, «курирует выделенный работник от подрядной организации и органы правоохранительной власти». Предполагаем, что «курирует» в данном контексте – держит на контроле, а не сопровождает с автоматом.

Насчёт же закрытой территории, откуда людей будут не только не впускать, но и не выпускать, 78.ru обратился за комментарием юриста с простым вопросом: «А так можно вообще?». Краткий ответ – ну конечно нет, нельзя.

– Для этого нет никаких правовых оснований. Запретить человеку покидать ту или иную территорию можно только на основании закона. <…> Даже если вокруг бушуют огненные смерчи, как на Марсе, нет никаких правовых оснований ему запретить выйти и сгореть там. Даже если это иностранцы, закон говорит, что мы сюда допускаем тех, кто прошёл экзамены на знание русского языка и тому подобное. Предполагается, что мы допустили работать у нас специалистов, которые безопасны во всех смыслах слова. Федеральные законы РФ и Конституция не позволяют ограничивать право на передвижение, если только это не лица, совершившие преступления,– ответила на наш вопрос адвокат Александра Гудименко.

О таком закрытом на выход гетто, собственно, и не говорили, добавляя как раз информацию об инфраструктурных объектах в городке: цель у них – чтобы выходить было меньше поводов. Юрист всё же добавила одну деталь. Запретить нельзя, но условия «хитрый работодатель» создать может, хоть это и граничит с незаконными мерами, а иногда и напрямую является нарушением:

– Я допускаю, что могут ввести какую-то систему штрафов, наказаний или внутренних правил, трудового распорядка или чего-то ещё, такие условия, что люди будут бояться выходить за территорию из-за увольнения или других санкций. Они имеют право это оспаривать, но это будет долго, сложно и так далее. Такое тоже может быть, – описала адвокат возможные меры воздействия, о которых никто не скажет, конечно.

Гудименко добавила в разговоре, что опасения местных жителей «города в городе», откуда будет приходить специфичное «население», совершенно понятны, но вообще-то механизмы воздействия есть.

– Люди боятся, что будут столкновения, и это обосновано. К сожалению, не раз и не два были истории, когда приезжие устраивают драки с местными, задирают девушек. Тогда это надо решать, но в рамках закона. Строить так, чтобы им долго было идти в местный населённый пункт, или сразу же возбуждались административные и уголовные дела, если есть основания – с депортацией. В правовом поле всё можно решать, – считает юрист.

Закулисная частность, общие беды

 

Суммируем: 6000 мигрантов в одну точку не свалятся, в теории это должны быть люди с патентами, которые не могут перевозить семьи, а потом по правилам обязаны уехать, а воздействовать на порядок можно уже имеющимися инструментами. Даже без дополнительных, которые и правительством РФ анонсировались (вроде единого реестра приезжих). Но при этом «иностранных специалистов» и правда собираются привлекать.

По истории с «завозом 6000» – ситуация далека от «бомбы с мигрантами», которую сбросят на населённый пункт, всё в рамках существующей системы и уже работающей практики. Это не к тому, что приезжих можно и нужно завозить в любых количествах, а к тому, что всё в рамках российской «нормы». Отсюда и федеральная проблема – эта самая «норма», а точнее её проявления никого не устраивают, запрос населения на ограничение миграции только глухой может не услышать.

У сторонников «завоза» есть своя позиция – экономическая реальность. Например, постоянно всплывающий разговор о дефиците рабочих кадров. Его и Евгений Виноградов, гендиректор дивизиона «Северсталь Российская сталь», в комментарии по следам скандала местному изданию «Речь» вспоминает. С одной стороны, сразу хочется эмоционально возразить, с другой – есть официальная статистика. Росстат словно в тему 19 февраля опубликовал свежие данные по безработице. С октября по декабрь 2024-го года она составляла 2,3% от трудоспособного населения или чуть меньше 1,8 млн человек. Конкретно по Вологодской области – 2% и 11 тыс. человек. Это люди от 15 до 72 лет без учёта профессиональных навыков, «серой занятости» и их желания трудоустраиваться. Получается, что при озвученной необходимости в 5400 вахтовиков на пике, каждого второго «незанятого» региона должны были бы привлечь к проекту (принудительно, видимо).

Не забываем и о рамках тендерной системы, где выигрывает тот, кто предлагает дешевле в соответствии с техзаданием – внести туда пункт «только славянам» не получится, это нарушение. Хотя многим и хотелось бы обратного, учитывая все скандалы и трагедии с приезжими. Компанию, а точнее даже её подрядчиков, которые занимаются строительством, совсем «обелять» тоже не хочется – наивно ожидать от крупного капитала чего-то иного, чем повышения нормы прибыли, в том числе и благодаря экономии на рабочей силе.

Однако чудеса трудовой миграции в РФ, например, как проходят упомянутые экзамены – вопрос вообще отдельный. Нужно учесть, что даже юристы в разговоре о существующих нормах постоянно используют оговорки. Господа с просроченными патентами, которые завозят массового соотечественников, хоть в статусе «нелегалов», хоть с «интересным» образом полученными разрешениями – это такая же объективная реальность, от которой у россиян уже зубы сводит, как и дефицит кадров. То есть первый и самый важный шаг – соблюдение существующих норм, примерно, как на границе с Таджикистаном после теракта в «Крокусе»: огромные очереди и вой о дискриминации, хотя по факту просто досмотры стали на время по всем правилам и тщательными.

Кардинальных решений вроде визового режима со странами Средней Азии ждать не приходится. Недавно об этом прямым текстом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров:

– В основополагающих документах о создании ЕАЭС записано, что граждане всех стран-членов Союза имеют равные права: «Приезжай без всяких приглашений, не подтверждая, где ты будешь работать и так далее, – сказал министр, справедливости ради называя новую максиму «ужесточить контроль, но не ставить барьеры».

Вот только стоит ли удивляться, что люди не верят ни в принцип, ни в частные заявления, зато куда быстрее в слова о «замещении», когда в СК докладывают о статистическом росте преступности, а случаи изнасилований, избиений и прочих примеров «дружбы народов» в памяти уже не умещаются? Миграционный кризис в РФ – это во многом кризис доверия. Того, что заслужить можно только со временем и демонстрацией системности. Пока рейды по местам проживания приезжих и реакция на случаи с мигрантами в центральном аппарате СК работают в «плюс», но этого всё ещё явно недостаточно.

Скандалы тут вещь отчасти позитивная – люди говорят, чего хотят, и это «держит в тонусе». Историю же с данной стройкой, при желании, можно даже повернуть таким образом – вахтовики пофамильно переписаны, в отличие от нелегальных потоков. Упавшее сверху общественное внимание – бонус: той же «Северстали» наверняка напомнят сообщения об обеспечении порядка в случае какого-то эксцесса. Реакция губернатора вообще крайне любопытная: о каких правовых мерах речь, если всё в рамках закона? Насколько они окажутся громкими, но косметическими?

Вот о дополнительной ответственности в качестве гарантий населению безопасности говорить продуктивно: ужесточение наказания (до 15 лет реального срока) за организацию нелегальной миграции было принято Госдумой в октябре 2024-го. Упирается, правда, в понятие организаторов: компания, пользующаяся услугами других фирм, тут может рассматриваться и как жертва недобросовестного подрядчика, и как соучастник, но только если сговор докажут. Вопрос юридический, а просят о «бытовом» и конкретном – реально контролировать ситуацию и отвечать за неё.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Вологодской области

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Мирра Андреева призналась, что из-за суеверия играла в юбке с дыркой на турнире WTA в Дубае






День памяти Дмитрия Прилуцкого православные чтят 24 февраля 2025 года

Раскалённый вопрос: как скандал о «нашествии» тысяч мигрантов вырос из стройки за миллиарды в Череповце

Как стать капитаном: в Онеге молодежи рассказали о возможности получить востребованную профессию

Мусульманин в Вологде совершил намаз в соборе святого Николая Чудотворца