Главные новости Вологды
Вологда
Ноябрь
2025
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Героические события XVII века положены в основу праздника, который мы отмечаем 4 ноября

0

Фото: Культура.РФ

Нашему народу не раз приходилось отражать натиск приходящих к нам с мечом то немцев, то шведов, то монголов, то французов, то снова немцев.

В XVII веке также решалась судьба России: на волне Смутного времени недружественные нам поляки как никогда были близки к своей заветной мечте полонить Русь. И как это бывало не раз, спор решился в нашу пользу: 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от интервентов, отстояв независимость страны. Хроника событий - в материале «МП».

ДИНАСТИЯ ПРЕСЕКЛАСЬ

Начало XVII века стало для России периодом Смутного времени - глубочайшего кризиса, охватившего все стороны жизни общества и поставившего под вопрос само существование государства. Исходной его точкой стал династический кризис, связанный с тем, что ни один из трех сыновей Ивана Грозного не оставил наследников и династия Рюриковичей пресеклась. Старший Иван умер еще при жизни отца, средний Федор, царствовавший с 1584 по 1598 год, также умер бездетным. Младший же сын Дмитрий погиб в 8-летнем возрасте - 15 мая 1591 года он был найден на дворе своего дома в Угличе с перерезанным горлом. По официальной версии, это был несчастный случай - маленький царевич напоролся на нож в припадке падучей, играя в «тычку». Однако имела вес и другая версия: якобы Дмитрия убили клевреты Бориса Годунова, страстно мечтавшего занять трон в будущем. Историки до сих пор спорят о причастности Годунова к этому, по слову Пушкина, «ужасному злодейству». Так или иначе, именно загадочная смерть Дмитрия впоследствии сыграла ключевую роль в разжигании Смуты.

Борис Годунов действительно венчался на царство после смерти Федора, но судьба горько над ним посмеялась - царствование его было омрачено бедствиями.

Избрание Бориса Годунова на царство / Православие.ru

Три года подряд страну постигали неурожаи, что вызвало голод и озлобление в народе. Усугубляли такие настроения и слухи о том, что бедствия посылаются свыше в наказание за грехи Бориса. Боярская верхушка тоже царя не любила - его считали неродовитым выскочкой, не имеющим на престол законных прав. На эту удобренную всеобщим недовольством почву несчастливо упало зерно грядущих беспорядков в лице Самозванца - человека, объявившего себя чудесно спасенным царевичем Дмитрием. На самом деле, как принято считать, это был беглый монах Гришка Отрепьев.

МЕЧТАЛИ О ЗАХВАТЕ

Быть может, к роли царевича его подготовили сами московские бояре, не желавшие мириться с правлением «выскочки», а уже поляки за Самозванца с радостью ухватились. Вероятно и то, что фальшивый царевич был всецело орудием заграничной интриги. В любом случае субсидировали его польские власти - и магнаты, и сам король. Из пределов Польши Лжедмитрий и начал свой поход на Москву. Но прежде он обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек, что говорит о серьезности намерений поляков. Какие цели они преследовали? Понять это можно, немного углубившись в непростую историю отношений России и Польши, имевших в ту пору взаимные территориальные счеты.

«Еще в XIII - XIV веках, пользуясь слабостью Руси после монголо-татарского нашествия, Литва и Польша начали прибирать к рукам ее земли - Полоцкое, Галицко-Волынское и другие русские княжества. В 1596 году оба государства объединились в Речь Посполитую во главе с Польшей, где оказались и ранее захваченные территории. Естественно, московские правители, будучи потомками Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, рассчитывали вернуть эти территории в состав Российского государства. В то же время со стороны Речи Посполитой были попытки инкорпорировать остатки Руси (то есть уже Руси Московской. - Ред.) под свою власть. Это противостояние продолжалось не один век. Его кульминацией стали события Смуты, когда Польско-Литовское государство едва не подчинило себе Московскую Русь и не усадило на московский престол своих ставленников, первым из которых стал Самозванец», - пояснил «МП» заведующий экспозиционно-выставочным фондом Магаданского областного краеведческого музея Саркис Тарутин.

В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ

Многие русские люди искренне поверили в «спасенного царевича», и даже правительственные рати отказывались стрелять в его войско. Борис Годунов не пережил потрясения и в апреле 1605 года умер. В Москву Самозванец вступил беспрепятственно и торжественно принял царский венец. Но продержавшись у власти всего год, был убит в результате заговора бояр под началом Василия Шуйского. Царствовать тому довелось четыре года, и за это время Россия с избытком хлебнула лиха. Сначала на юго-западных границах поднял восстание Иван Болотников. На Москву он повел авантюристов всех мастей, попутно склоняя на свою сторону разные города. Тогда же объявился второй Лжедмитрий (Тушинский вор), вновь поддержанный поляками. Часть городов тоже перешла на его сторону. Героическое сопротивление ему оказал только гарнизон Троице-Сергиевого монастыря, выдержавший 20-месячную осаду.

Государство на глазах шаталось, у власти не было ни сил, ни авторитета навести порядок. В отчаянии Шуйский решился на крайний шаг и заключил договор о военной помощи со Швецией взамен на русские территории. Швеция на тот момент находилась в состоянии войны с Польшей. Под этим предлогом польский король Сигизмунд начал прямую войну с Россией и в сентябре 1609 года вторгся в ее пределы, осадив Смоленск. В этих условиях бояре не нашли ничего лучшего, как отправиться к Сигизмунду с посольством просить на русский трон его сына королевича Владислава. Шуйского летом 1610 года они свергли и насильно постригли в монахи, а бразды правления передали Боярской думе с семью боярами во главе - Семибоярщине. И те уже вскоре впустили в Москву польское войско и присягнули Владиславу с условием, что он примет православие. А чуть позже и вовсе замыслили «отдаться во всем на волю короля», что означало бы полную капитуляцию. Эта затея потерпела крах только благодаря воле одного человека. О нем речь далее.

ПОДВИГ ПАТРИАРХА

На исходе 1610 года в стране царил хаос. Владислав не приезжал, поляки хозяйничали в Москве, шайки авантюристов убивали и грабили, в состоянии полного развала находилась экономика. В тот момент, когда положение казалось безвыходным, на историческую сцену вышел человек, чей нравственный авторитет стал опорой для всего народа, - патриарх Русской православной церкви Гермоген.

«В ту эпоху было две главные силы в России - собственно государственная власть и власть церковная в лице патриарха, любой важный государственный документ скреплялся также его подписью. Это двоевластие символизирует и российский герб - двуглавый орел, пришедший к нам из Византии. Когда случился династический кризис, одну голову «отрубили», и народ смотрел на патриарха Гермогена: как он себя поведет. Бояре стали предателями, готовы были посадить на престол Владислава, потом и Сигизмунда, направили ему капитуляцию. Подписать ее патриарх наотрез отказался, тем самым лишив документ легитимности. Поставь он свою подпись, народу уже некуда было деваться. Но патриарх на предательство не пошел. Более того, среди всеобщей растерянности именно он воодушевил русский народ на защиту родной земли, дал толчок к объединению», - рассказал «МП» настоятель магаданского храма Николая Чудотворца протоиерей Евгений Беляков.

Известно, что патриарх Гермоген рассылал грамоты с воззваниями к народу.

«Что можно ожидать от поляков? Лишь окончательного разорения царства и православной веры. Болит душа моя, и сердце мое терзается. Я плачу и с рыданиями вопию: посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужаками», - писал он в одном из посланий.

Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения / Православие.ru

Голос предстоятеля скоро был услышан. В стране началось широкое патриотическое движение. Русские города вступили между собой в переписку, договорившись собрать народное ополчение. Вот, к примеру, отрывок из письма нижегородцев к жителям Вологды: «Писали к нам из Рязани воевода Прокопий Ляпунов и всякие люди, что они по благословению святейшего Ермогена, патриарха Московского, собравшись со всеми северскими городами и с Калугою, идут на польских и литовских людей к Москве, и нам тоже идти..». Ярославцы в письме к казанцам прибавляли: «Мы все отчаялись, ибо в Москве все предались на сторону поляков. Но…Ермоген стал за веру и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела - погибло бы все». Это движение встревожило поляков и под угрозой смерти они потребовали от патриарха отдать приказ ратникам отступить.

«Не угрожайте, боюсь я только Бога. Если вы уйдете из Москвы, я благословлю ополчение отступить. Если остаетесь, благословлю всех стоять против вас и довести начатое дело до конца», - ответил бесстрашно патриарх.

Его заточили в темницу и уморили голодом.

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ

Первое ополчение во главе с П. Ляпуновым, начавшееся в конце 1611 года, к сожалению, не удалось. Знамя борьбы подхватило Второе народное ополчение, душой которого стал Нижний Новгород. Объединяющей силой выступили торговый староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

«На одном из собраний под влиянием грамот патриарха Минин поднял посадских людей на то, чтобы собрать деньги и сформировать новое ополчение... Страстно говорил он, указывая, как нужно действовать: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать...», - воссоздает ход событий известный российский историк Сергей Платонов.

Картина Константина Маковского «Воззвание Минина» / Нижегородский государственный художественный музей

Собрав войско, к которому присоединились и жители других городов, нижегородцы избрали воеводой Дмитрия Пожарского. Под его предводительством ополченцы двинулись на Москву. 22 октября (4 ноября по новому стилю) они взяли штурмом Китай-город. В итоге был заключен договор о капитуляции польско-литовских войск, и они покинули Москву. Таким образом, только объединившись, народ смог одолеть внешнего врага, иначе Россия могла потерять независимость. После этого началось изживание Смуты. Ее завершением можно считать избрание на царство в 1613 году первого из династии Романовых - 16-летнего Михаила Федоровича.

Картина Эрнста Лисснера «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году» / Православие.ru

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

Примечательно, что день 4 ноября в России был церковно-государственным праздником вплоть до революции 1917 года. После он сохранился в церковном календаре. И поныне Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Казанской иконы Божией Матери «в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году», ведь с этой иконой ополченцы освобождали столицу. Икона сохранилась и сегодня пребывает в Успенском соборе Московского кремля. Чтит своих героев и вся Россия: монументы Минину и Пожарскому воздвигнуты в Москве и Нижнем Новгороде, там же установлены памятники патриарху Гермогену.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в Вологодской области

Новости спорта


Новости тенниса