Попытка обложить налогом недвижимость граждан Таллинна. Мирный договор на реке Нарве
Арнольд Пауль Сювалеп. “История Нарвы. Датский и ливонский периоды”. Начало здесь.
Поскольку Нарве не удалось добиться своих целей в Таллинне, хотя бы закупать весовую соль в таллиннском порту, и власти Ордена ничего не могли сделать, Нарва решила самостоятельно найти средства для оказания давления на Таллинн. Хорошей возможностью для этого была недвижимость талиннских купцов в Нарве, которые были свободны от всех общественных повинностей еще со времен основания Нарвы.
Такой ответ, естественно, был для магистрата и горожан Нарвы оскорбителен. Сразу же, 24 ноября 1419 года, магистрат обратился к Таллинну уже в письменной форме. Нарва в категоричной форме потребовала у Таллинна известить всех своих граждан, не состоящих в бюргерстве Нарвы и имеющих в городе недвижимость, продать ее в течении «одного года и одного дня» гражданам Нарвы, угрожая в противном случае закрыть все амбары и дома, а пустые участки конфисковать. В письме отмечалось, что жители Нарвы очень озабочены тем, что они должны защищать и оберегать имущество тех, кто не является гражданином Нарвы и не имеет перед городом никаких обязательств.
Между тем, положение на границе обострилось настолько, что в начале августа магистр Ордена счел необходимым создать на границе сторожевой заслон. Нарвскому фогту пришлось взять на себя выполнение многих дипломатических поручений. В начале лета он принял участие в переговорах с комендантом Выборгской крепости Кристером Никлиссоном, осенью вместе с таллиннским бургомистром Ричардом Ланге и представи телем рыцарства он принял участие в посольстве к королю Дании, а в декабре побывал у верховного магистра Ордена в Пруссии, которому подарил двух охотничьих соколов.
В апреле или мае 1420 года фогт Нарвы вновь задержал русский торговый обоз. Таллинн из-за этого спрашивал, могут ли такие действия представлять опасность для торговых связей. Магистр Ордена своим вмешательством помог устранить назревавший конфликт, приказав нарвскому фогту выдать все конфискованные товары.
Но вскоре после этого произошло еще одно неприятное событие. На реке Неве неизвестные пираты напали на русских купцов, направлявшихся в Таллинн, и захватили товар на сумму 2000 серебряных слитков или 10 000 рижских марок. Купцов взяли в плен и увезли в Германию.
В это время для возобновления мирного договора с русскими велись интенсивные переговоры. 24 августа 1420 года магистр Ордена вместе с новгородскими послами отправился на съезд городов в Вынну. Русские послы предложили план, по которому граница должна была проходить посередине реки Нарвы. Кроме того, русские добивались от Ордена обещания, что в случае войны шведские войска не нападут на русские земли с территории Ливонии. Орденские власти нашли предложения новгородцев неприемлемыми.
Нарва в категоричной форме потребовала у Таллинна известить всех своих граждан, не состоящих в бюргерстве Нарвы и имеющих в городе недвижимость, продать ее в течении «одного года и одного дня» гражданам Нарвы, угрожая в противном случае закрыть все амбары и дома, а пустые участки конфисковать.
В 1420 году свирепствовавшая уже пару лет в Новгороде эпидемия чумы достигла Ливонии и опустошила все её районы. Предшествовавшие чуме годы были неурожайными, народ голодал, поэтому смертность была очень высокой. Города опустели, поскольку население бежало от эпидемии в сельские районы. Жизнь в городах замерла. Спор между Таллинном и Нарвой о недвижимости потерял остроту и, видимо, вследствие этого меры, направленные против таллиннских владельцев недвижимости в Нарве, так и не были осуществлены.
Осенью переговоры с русскими были продолжены. Магистр Ордена отправил в Новгород послов. Договоренность не была достигнута, т.к. русские настойчиво требовали себе половину реки Нарвы. Все, чего достигли послы, это договоренности о встрече на реке Нарве 26 января следующего года.
Подготовка к этой встрече началась заранее. 20 декабря 1420 года магистр Ордена попросил на съезде городов в Таллинне помочь успешно провести переговоры не только словом, но и делом. Поскольку новгородцы намеревались прибыть под Нарву в сопровождении большого войска, Таллинну требовалось позаботиться о необходимой защите: в Нарву предполагалось послать 60 стрелков-арбалетчиков в железных доспехах. Чтобы военное снаряжение не было заметно, его следовало спрятать в санях. В Нарву заблаговременно выехал таллиннский бургомистр Вернер ван дем Роде, наделенный магистром Ордена особыми полномочиями. В конце года в Новгороде вел переговоры переводчик магистра Хартеке Зассенбеке, из писем которого выяснилось, что настроение в Новгороде было неблагоприятным из-за ограбления товаров на Неве. Зассенбеке посоветовал, чтобы ярвеский и вильяндиский фогты собрали войска и были готовы к войне. Купцам переход через реку Нарву был запрещен.
В начале января в Нарву прибыли русские купцы частью из Новгорода, частью с реки Невы. Вернер ван дем Роде действовал согласно данным ему указаниям и отправил купцов в Таллинн, где их держали до тех пор, пока в Нарву не приехал магистр Ордена.
26-28 января на реке Нарве состоялся съезд с послами Новгорода. Со стороны Ордена на месте был сам магистр Зигфрид Ландер фон Шпанхейм, которому были оказанные обычные почести. Вместе с ним прибыла пышная свита. Во главе новгородского посольства были два новгородских посадника и сын литовского князя Патрикея Федор. Из числа таллиннских ратсгеров присутствовали кроме Вернен ван дем Роде также Герд Витте и многие другие.
Предварительные переговоры дали настолько хорошие результаты, что мирный договор можно было сразу закрепить с обеих сторон целованием креста. Условия мира оставались прежними, граница так же оставалась прежней, т.е. русские, в сущности, отказались от своих претензий на половину русла реки Нарвы.
Кроме пунктов договора, по которым стороны пришли к согласию, были обсуждены также и другие вопросы, в отношении которых заключили особые соглашения. Так, был решен старый вопрос о возмещении ущерба за отнятые русские товары еще во времена магистра Ордена фон Брюггенея.
На переговорах самым сложным был вопрос о грабеже на Неве и захваченных в плен купцах. Русским стало известно, что награбленное имущество и пленные купцы были увезены в Германию, в Любек или Висмар. У послов Ордена появилась возможность переложить вину с себя на других: ганзейские города не подчиняются Ордену, и Новгороду самому необходимо позаботиться о решении этих вопросов. Таким образом, формальных препятствий для заключения договора не оставалось, хотя сам этот вопрос остался неразрешенным. Послы Таллинна оказались в гораздо более сложном положении, они должны были защищать интересы Ганзы. Как позже подтвердили русские, представитель Таллинна Герд Витте заявил, что город Висмар не входит в Ганзейский союз.
Помимо переговоров с Новгородом у ратсгеров Таллинна появилась возможность обсудить с ратсгерами Нарвы некоторые спорные моменты в отношениях двух городов. Видимо, на этой встрече стороны выбрали более миролюбивый тон для переговоров.
Примерно в это же время нарвский магистрат возглавил молодой энергичный бургомистр, сын таллиннского купца и член таллиннской Большой гильдии Герман Лове, который в своей деятельности старался проводить дружественную политику в отношении Таллинна, настолько дружественную, что нарвский фогт подал на него жалобу магистру Ордена. Но потом в защиту Лове вступилось купечество таллиннского происхождения, объяснив, что все, что сделал Лове, он сделал в интересах купечества.
(Продолжение следует)
The post Попытка обложить налогом недвижимость граждан Таллинна. Мирный договор на реке Нарве first appeared on gazeta.ee.