В Якутии грядет цифровизация ЖКХ: как это будет работать практически
YAKUTIA.INFO. Мы привыкли говорить, что «времена меняются». Но сегодня это происходит быстрее, чем мы привыкли. Вот казалось бы – еще вчера мы, приходя в поликлинику, брали потрёпанную медкарту, которая могла потеряться или порваться, а сегодня мы просто записываемся через Госуслуги и все наши данные уже у врача на экране. И все ваши рентген-снимки, анализы, доступны в любом городе России. Врачи могут напомнить вам, что 15 марта 2023 года вы приходили, например, к хирургу. Это называется цифровизация медицинских услуг. Крайне удобно и медикам, и пациентам.
Но сегодня речь идёт о цифровизации в гораздо более широком смысле. Мы не просто стоим на пороге гигантского сдвига в цифровой мир. Мы уже в нём. Например, сервис «Госуслуги» уже взял на себя большинство бюрократии в отношениях с государством.
Тем временем в стране начался следующий этап модернизации. На очереди сектор ЖКХ – авгиевы конюшни экономики с изношенным оборудованием. Оплот неэффективности и непрозрачности расходов.
О том, как сегодня происходит реновация отрасли ЖКХ, куда еще нацелена цифровизация мы поговорили со специалистами и топ-менеджерами компании «Ростелеком», у которых не просто есть видение того, как это должно быть, но уже готовые системные решения. Решения эти уже обкатаны, имеется опыт их эксплуатации, но они еще не добрались до Якутии.
Недавно на полях форума «Цифровой Алмаз» мы пообщались с руководителем управления организации продаж на Дальнем Востоке компании Ростелеком Игорем Поповым.
— В настоящее время государство уделяет особое внимание сфере ЖКХ, внедряя современные технологии и подходы. Можно выделить три основных направления, по которым движется эта работа:
Первое — это оцифровка всех процессов. Прежде всего, речь идёт о создании информационных систем на уровне страны, региона, города и даже конкретной управляющей компании или многоквартирного дома. Это позволяет собирать и анализировать данные о состоянии различных систем, а также контролировать расходы ресурсов.
Второе — аппаратное оснащение. Датчики учёта ресурсов и состояния позволяют оптимизировать их использование и экономить. Они дают возможность понимать, сколько ресурсов тратится в каждом доме.
В нашей стране уже давно существуют системы учёта всех ресурсов, включая газ, воду и электроэнергию. Датчики состояния помогают контролировать состояние инфраструктуры.
И третье — создание цифровых двойников. Любой объект инфраструктуры может быть представлен в виде компьютерной модели со всеми необходимыми параметрами. Например, у здания есть фундамент, стены, несущие и ненесущие конструкции, а также различные коммуникации и внутреннее оформление. Всё это обладает своими параметрами и степенью износа.
Цифровая модель здания создаётся как слепок того, что есть на данный момент. Она позволяет выявить проблемные точки и определить, что нужно заменить или починить. Сбор данных осуществляется с необходимой регулярностью, например, раз в год для некоторых систем и раз в 3-5 лет для фундамента.
Таким образом, здание как бы оживает в цифровой среде, и им можно управлять. Можно прогнозировать поломки и собирать все данные по зданию, а не только какие-то отдельные. Появляются новые датчики, и мы понимаем, что, например, степень износа коммуникаций составляет 70%, что требует замены. Или, например, фундамент на такой-то момент обследования имел определённую степень износа и состояние. Это позволяет запланировать обследование и мероприятия по укреплению или профилактике на определённый день и час в будущем.
Теперь представьте, когда такая цифровая модель работает в масштабах региона. Министерство ЖКХ получает в своё распоряжение мощный инструмент — полную трёхмерную карту, а точнее даже не трёхмерную, а многомерную, того пространства, которым оно управляет. На этой карте можно увидеть здания, коммуникации, дороги, провода и многое другое.
— Не хотелось бы, чтобы эта информация попала в чужие руки.
— Конечно, это вопрос информационной безопасности. Сейчас это неотъемлемая часть любого решения, особенно в современных условиях. Поэтому здесь нет никаких проблем: часть данных уже открыта, а другая часть должна быть защищена, и она защищена.
— Как выстроить систему, соответствующую государственной тенденции с цифровыми двойниками в Якутии?
— На данный момент в сфере цифровизации ЖКХ в Якутии эти процессы находятся на начальной стадии. Уже внедрена цифровая система градостроительства, которая частично позволяет управлять строительством и понимать, как расходовать бюджетные средства на капитальное строительство. Однако система цифровых двойников пока не внедрена.
В идеале, как мы представляем себе будущее, как цифровое государство, о котором сегодня рассказывал зампред Анатолий Семенов. Это означает, что мы можем наблюдать и управлять любым объектом или процессом в регионе в режиме реального времени и получать абсолютно точные верифицированные данные. В этом плане Ростелеком прилагает усилия во многих областях, например, во всех сферах ЖКХ. Мы занимаемся цифровизацией во всех сферах: видеонаблюдение, медицина, образование, безопасность и умный транспорт.
— В настоящее время цифровизация является важным государственным трендом, который охватывает обширную область жизнедеятельности. И, неужели, большая часть этой сферы отдана в ведение «Ростелекома»? Если бы все эти системы были в распоряжении одной организации, это могло бы привести к «Большому брату», правильно?
— Я с этим не согласен. Существуют и другие игроки на рынке. Принципы свободного рынка никто не отменял, и все участники рынка конкурируют друг с другом. С одной стороны, компания стремится создать как можно больше продуктов, используя свои ресурсы и компетенции. Также она хочет зарабатывать. С другой стороны, всегда есть конкуренты, и заказчик имеет возможность выбирать на основе качественных параметров.
— Но, если вы возьмёте медицину, ЖКХ и плюс ещё какую-нибудь отрасль, то в конце концов можно будет сопоставить данные. И вы будете обладать всеми этими данными в отношении Ивана Ивановича, и вы сможете ими воспользоваться в своих целях. Так?
— Доступ к этим данным, в первую очередь, имеет конечный пользователь, то есть заказчик, который создаёт эти системы.
Когда компания внедряет что-то для заказчика, она не остаётся эксплуатантом этих систем. Она передаёт все доступы и права на продукт заказчику и, как правило, больше не имеет к ним доступа.
Иногда отдельные сервисы предоставляются по модели «услуги». Например, мы во многих регионах предоставляем видеонаблюдение как услугу. Вся инфраструктура остаётся в нашей собственности — камеры и цифровая платформа. Заказчик получает только доступы и необходимый результат. Однако и здесь возникает вопрос информационной безопасности.
Всё это строго контролируется и регламентируется на уровне специальных силовых ведомств, которые регулярно проводят проверки, чтобы никто посторонний не имел доступа к этой информации и не мог её использовать.
— Как видите, перспективы развития в Якутии для компании «Ростелеком»?
— Я считаю, что нам с Якутией по пути. Мы уже многое сделали и готовы сделать ещё больше как на уровне технической инфраструктуры, так и в плане программно-аппаратных средств, а также в области предоставления компетенций, включая обучение.
Сейчас я обсуждал с коллегами доставку оборудования до арктических улусов. Это выгодно для нас. Если проект осуществляется, значит, он уже просчитан и выгоден.
Наш плюс в том, что базовая инфраструктура почти везде есть. На местах работают сервисные центры и специалисты, которые могут обслуживать системы. Кроме того, мы занимаемся логистикой, в том числе доставкой материалов в отдалённые посёлки. Поэтому логистика для нас не представляет особых сложностей.