Якут и на смертном одре не откажется от пищи богов
В старину якут мог выпить целый пуд масла. Для наших предков жиры были не только энергетической пищей, но и лекарством. Sakhaday решил рассказать о предпочтениях якутов в еде.
У якутов всю жизнь от Диринг-Юряха хронически недоставало жиров – главной защиты организма от рекордных морозов, пишет известный этнограф Семен Николаев-Сомоготто в своей книге «Обычаи народа саха».
По его словам, богатство всех пиршеств измерялось количеством выставленных на стол масла и сала, которые были редким и всежеланным лакомством якутян. От маломолочных считаных коров не дождаться было вдоволь масла. При хроническом недокорме мясной забой не давал достаточного сала, поэтому богатые свадьбы, ысыахи, чалбаранги или сэбээрин, от Амура до Якутии называемые «медвежьим» праздником, были единственной возможностью поесть досыта и полакомиться салом доотвала, сообщает Сомоготто. «У них на свадьбе было столько-то масла и сала», - отмечали главным образом гости.
Пища богов
Молочные продукты в различных видах составляли пищу и бедного, и богатого населения, и важную роль в питании играло масло, называемое якутским маслом хаях, приготовленное со сметаной – узнаем мы из труда «Вилюйский округ» известного исследователя Сибири и Дальнего Востока Ричарда Маака. По его словам, якуты – большие охотники до такого масла и могут выпить его до одного пуда.
Якут даже на смертном одре не откажется выпить топленого масла и в году даже есть день, когда употребляется очень много масла, что-то вроде масленицы (хайах сиир кун), говорится в «Записках Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества» 1864 года.
Коровье масло в составе пищи якутов, наряду с другими молочными продуктами, занимало очень большое место: им сдабривали сору, урумэ и различные напитки — кумыс, аарык, умдаан и быырпах, заправляли саламаат, блюда из утиных яиц, рыбы и кореньев. Потребляли его как в растопленном, так и в замороженном виде, пишет известный якутский этнограф Андрей Саввин в своем труде «Пища якутов до развития земледелия». До 60-х годов прошлого века якуты производили следующие виды коровьего масла: сиикэй арыы (суөгэй арыыта) — сливочное масло; буспут арыы (ньэҥкир арыы) — топленое масло; хайах арыыта — кисло-сливочное масло; хайах — кисло-сливочное масло.
По его словам, наряду с кумысом, масло имело также ритуальное значение и служило объектом для возлияний как любимая пища богов при совершении религиозных обрядов. На свадебных пирах и ысыахах его считали одним из главных угощений. Растопленное кисло-сливочное масло хайах в громадных чашах кытах ставилось среди пирующих для свободного питья. Желающие подходили к чаше, черпали хайах ковшом и пили, кто сколько мог. Обычай угощения народа во время пиров растопленным хайахом – ойбон арыы – имело не только религиозное содержание, но и характер своеобразного состязания, пишет Андрей Андреевич.
По его информации, душевое потребление сливочного масла в средних хозяйствах достигало 17,6 кг в год. «Что можно считать рекордной цифрой, поскольку его потребление в 1914 году не превышало десяти килограмм даже в Канаде, которая в этом отношении шла тогда впереди всех американских и европейских стран. Расход масла в летний период, особенно во время свадебных пиров и ысыахов, был довольно большим. В зимнее время оно потреблялось главным образом в виде хаяха.
Научились делать масло задолго до прихода русских
По словам этнографа Саввина, некоторые исследователи предполагают, что якуты могли научиться приготовлению коровьего масла только у русских.
«В якутском фольклоре имеется очень много сведений, указывающих о производстве якутами масла и в минувшие эпохи. Не подлежит сомнению, что якуты, освоившие все элементы тюркской скотоводческой культуры, владевшие в начале XVII века наравне с конным довольно многочисленным рогатым скотом и питавшиеся в основном молочными продуктами, были знакомы с приготовлением не только хаяха, но и других видов масла задолго до своего контакта с русскими», - утверждает исследователь.
Польза здоровью
По его словам, масло служило лекарственным средством; молочные жиры являются наиболее важными источниками витамина А.
«Якуты "пьют с удовольствием растопленное коровье масло, почитают его лекарством в некоторых болезнях и поят им больных", - пишет он. Роженице через несколько часов после родов давали как укрепляющее средство полстакана хорошо проваренного сливочного масла. В начале сенокосных работ, когда косари проходили тренировочный период с соблюдением определенной диеты, вечером им давали по сто грамм топленого масла, натирали тело маслом и делали массаж. Малолетним детям ежедневно смазывали все тело сливочным маслом и одновременно растирали, отмечает Саввин.
В сильные морозы, при длинных переездах, перед самым выходом в путь якуты предпочитали есть хаях, который, по их мнению, так же, как и жирное мясо, предохраняет человека от холода (но в дальнюю дорогу якуты брали с собой настоящее масло, а не хаях), пишет этнограф.
«Из этого следует предположение, что он отличается значительной калорийностью и что благодаря длительному молочнокислому брожению в нем, несомненно, накапливается ряд питательных веществ, в том числе и витаминов», - сообщает этнограф. Лучшие сорта хаяха, как и напитки, содержащие углекислоту, вызывают у человека отрыжку, отмечает Андрей Саввин.
Статистических данных нет
Кстати, жирная еда считается опасной для здоровья, особенно сегодня, когда мы страдаем от гиподинамии. Может, организм якута адаптирован к такой пище? Да и, как говорится, что для русского хорошо, то для немца – смерть.
По мнению якутского врача-генетика, организм якута не приспособился к жирной пище, и для якута она тоже является нездоровой.
Якутский ученый, историк-антрополог Еремей Габышев считал, что в целом пища у якутов тяжелая, однако организм подстроился под нее. «Но первый якут появился здесь 1200 лет назад, и антропологический тип современных якутов существует здесь уже 4000 лет. «Этот период, мне кажется, маловат для существенных изменений, поскольку расы сформировались за 12-14 тысяч лет», - объяснил Еремей Семенович.
По словам академика Академии наук Якутии, врача-проктолога, заведующего кафедрой «Госпитальной хирургии и лучевой диагностики» Медицинского факультета СВФУ им М.К. Аммосова, профессора, доктора медицинских наук Александра Тобохова, организм якутов ничем не отличается от других. «Якуты к такому характеру питания, конечно, несколько адаптированы, но в целом оценить невозможно, так как статистических данных на этот счет нет», - сообщил профессор.
Фото из коллекции АМЕИ.