«Почему пенсионерка так долго находилась в заблуждении?». Адвокат считает, что в истории с мошенничеством жертвами являются покупатели квартиры
Об этой, мягко говоря, странной истории, связанной с дистанционным мошенничеством, писали многие СМИ.
Если вкратце, 72-летняя пенсионерка Ирина Кириллина стала жертвой дистанционных аферистов, которые вынудили продать ее свою квартиру, оформить кредиты и передать им деньги. Речь шла о собственных и кредитных средствах на сумму около 9 млн рублей.
Купила квартиру у пенсионерки супруга военнослужащего СВО - Ольга Аргунова. Когда бабушка поняла, что ее обманули, она обратилась в прокуратуру и потребовала расторгнуть договор купли-продажи.
Начались судебные тяжбы.
Сначала Якутский городской суд обязал покупателя квартиры – Ольгу Аргунову, вернуть недвижимость продавцу. Затем в этом же суде пенсионерке было отказано в иске. После в апелляционной и в кассационной инстанции дело было отправлено обратно в Якутский горсуд на новое рассмотрение.
История очень интересная. С одной стороны – бабушка, обманутая преступниками, а с другой – действительно добросовестный покупатель.
Евдокия НУТЧИНА, юрист:
- Внимательно слежу за судебной практикой по мошенническим кредитам. Обнадеживает, что в последнее время все чаще суды встают на сторону обманутых граждан.
В ситуации с проданной квартирой гр. Кириллиной, где деньги от продажи были перечислены мошенникам, вызывает недоумение вопрос: каким образом она была в течение продолжительного времени под влиянием заблуждения, что сделка прошла через Росреестр, сопровождалась риэлтором, где продавец все документы спокойно подписывала и «опомнилась» после перечисления денежных средств на неизвестный ей счет.
Всем известно, что сделка с недвижимостью - это не простая сделка, сразу она не совершается, проходит этап оформления в Росреестре. Понятно, что в основу решения суда легло заключение экспертов, где пришли к выводам, что она находилась в заблуждении целый месяц, возможно, дольше. Обычно в ситуации с мошенниками в основном все сочувствуют жертвам мошенников, но в данной ситуации сочувствие вызывают именно покупатели, так как они и есть жертвы всего случившегося.
В конечном итоге они и останутся ни с чем, поскольку продавец банкрот, они будут оплачивать ипотеку, маткапитал тоже не вернуть. Это их единственное долгожданное жилье.
Интересно, как эксперт выяснил, что дееспособный человек очень продолжительное время находилась под влиянием обмана, очень хотелось бы ознакомиться с заключением. Ведь речь идет о продаже недвижимости. Поэтому в данном деле, по всей вероятности, заключение эксперта стало решающим. К сожалению, конкретных критериев в законе к тому или иному экспертному заключению не имеется. Однако очень любопытно, на основании каких критериев, какой методики эксперт установил тот факт, что продавец не осознавала свои действия в течение очень длительного времени.
Верховный суд указал, что для того, чтобы положить заключение эксперта в основу решения, суд должен признать его относимым, допустимым и достоверным доказательством, соотносимым с другими доказательствами (определение ВС от 31.01.2017 по делу № А41-47572/2014).
Очевидно, что этот судебный спор будет иметь важное значение в судебной практике. Уверена, многие юристы внимательно следят за развитием событий.
Фото автора