80 лет Ялтинской конференции
Легендарные фото с той легендарной встречи найти легко, но нелегко найти ответ на вопрос о рассадке лидеров стран-победительниц.
Б.АЗАР для «Аргументов недели»
Чтобы не запутаться в фотографиях с мероприятий 80-летней давности, на которых Сталин и Черчилль то слева, то справа, примем как квинтэссенцию скульптуру Зураба Церетели, установленную в Ливадии, на том самом месте, где главы СССР, США и Великобритании договорились о новом послевоенном миропорядке. Предположим, что Церетели изучил первоисточники, посмотрел фото и видео, почитал мемуары и придал изваянию настроение того времени через позы, повороты голов, взгляды. От бронзы веет доминированием Сталина. Рузвельт и Черчилль, повернувшись к нему, вслушиваются в слова советского лидера. Кажется, они не только признают силу СССР, но и готовы влиться в коммунистическое движение под руководством мудрого товарища Кобы.
Но почему в центре трио не Сталин, а Рузвельт?
С дилеммой как рассадить лидеров государств столкнулись и авторы современной композиции в Ливадии. Вот есть Путин, Си и Трамп. Кто в центре? Конечно Путин. И есть у Путина правая рука и левая рука и мы понимаем, откуда эти руки растут.
Однозначного ответа на вопрос «Почему в центре сидел тогда Рузвельт?» нет.
Можно предположить, что сделали это из сострадания в больному. Но Рузвельт в кресле-каталке мог и сбоку пристроиться – ему какая разница куда подъезжать. Рузвельт не мог ходить, но слышал-то хорошо.
Допустим, их рассадили по какому-то протоколу. Но по какому протоколу в центре антигитлеровской коалиции США? Во-первых, с какой стати, а во-вторых, как на это согласился Сталин?
Уверен, что вопрос рассадки лидеров государств обсуждался при подготовке конференции неоднократно и каждая сторона настаивала и настаивала жестко на центральном месте для своего шефа. И это не просто каприз – это значение в Победе, величина участия в будущей идеологии будущего миропорядка. И в итоге Сталин сидит с краю.