«Тобольская промышленная площадка» стала колоссальной «отмывочной» бюджетных денег для тюменских чиновников
В начале ноября текущего 2025 года известная тобольская оппозиционерка Лариса Шакурова направила обращение к президенту РФ Владимиру Путину, руководителю ФСБ России Александру Бортникову, Генеральному прокурору РФ Александру Гуцану, Главному прокурору Тюменской области Александру Попову о чудовищном расхищении бюджетных денег в период с 2020 по 2024 годы на сумму 166 миллиардов 537 миллионов 192,5 тысяч рублей. Дело в том, что в северной столице Тюменской области с 2013 года существовала муниципальная программа «Развитие химической и нефтехимической промышленности в Тобольске». В период с 2013 по 2015 год на её реализацию ушло 43 миллиарда бюджетных денег, а с приходом на пост главы Тобольска в 2019 году Максима Афанасьева, в неё внеслись изменения за его подписью. Новая редакция программы предусматривала уже те вышеупомянутые 166 с половиной миллиардов рублей.
Зависимость бюджета Тобольска от дотаций в минувшем 2024 году составила 94%. Доля собственных доходов в бюджет города составляет ничтожные 5,4%. Власти города лихорадочно ищут, как исправить плачевную ситуацию и вывести муниципалитет на самофинансирование. Вопрос напрашивается сам: если на счёт Тобольска падают такие огромные деньги, то почему сам город не может воспользоваться этими средствами?
Давайте разбираться… В бытность губернатором Тюменской области Владимира Якушева была придумана данная программа под красивым слоганом «Комплексное развитие Тобольской промышленной площадки» целью которой являлись:
1. Содействие и модернизация, а также расширение производственных мощностей в сфере химических и нефтехимических производств.
2. Создание новых рабочих мест.
3. Импортозамещение.
Казалось бы, очень своевременные, а главное — нужные начинания. Но более значащие для чиновничьего понимания — обогащения себя любимых. В Тобольске уже существовал с советских времён нефтехимический комбинат для переработки широкой фракции лёгких углеводородов, имеющий статус градообразующего предприятия. В 2013 году в присутствии президента РФ Владимира Путина там состоялась торжественная церемония открытия и пуска нового комплекса по производству полипропилена на старом предприятии с новым названием «Тобольск-Полимер». В в 2014 году началось строительство нового завода — «ЗапСибНефтехим». К 2016 году в Тобольске завершилась интеграция тобольских производств мономеров (до марта 2016 года «Тобольск-Нефтехим»), полимеров (до декабря 2016 года «Тобольск-Полимер») и электротеплопарогенерации (до декабря 2016 года — «Тобольская ТЭЦ»). Крупнейшая промышленная площадка в новейшей истории России, объединившаяся под названием ПАО «СИБУР Холдинг», прописалась в Тобольске. Команда Владимира Якушева сообразила, что на таком государственно значимом проекте можно неплохо заработать. В самом деле, не на Ялуторовске же с Ишимом и Заводоуковском можно освоить десятки миллиардов рублей!
Под предлогом благих намерений — создание новых рабочих мест для квалифицированных кадров, импортозамещение и увеличение налоговых отчислений в местный бюджет — новый глава города Афанасьев начал свою трудовую деятельность в Тобольске. Первым делом был расформирован комитет по финансам Администрации города во главе с начальником Валентиной Шешуковой, которая проработала в этой должности более 30-ти лет. Вместо него были созданы Департаменты финансов и экономики, места в которых заняли жители Тюмени. Местных, по всей видимости, не нашлось. Новым чиновникам, штат которых неимоверно раздулся, пришлось закупать жильё за счёт городского бюджета.
Производственные мощности, благодаря небывалым преференциям от государства и собственникам «СИБУРа», создались в короткие сроки. Новые рабочие кадры тоже нашлись, благо, их требовалось не так много. Началось строительство жилья, но застройщики отдавали предпочтение не тоболякам, а мигрантам. Крепкие сибирские парни из Тобольска и окрестных деревень по большей части вынуждены трудоустраиваться вахтовым методом на севере, где зарплата ощутимо выше и есть социальные гарантии, так что скачка обеспечения занятости на трудовом рынке тоже не случилось.
Зато был учреждён инвестиционный фонд, через который потоком пошли деньги. Но не от частных лиц, а из бюджета Тюменской области. На многочисленные депутатские запросы и требования местных общественников, кто эти загадочные инвесторы, сколько перечисляют денег, назначение гигантских платежей, а уж тем более, дивиденды с них, Департаменты финансов и экономики, а также Счётная палата хранят стойкое молчание. Как остаётся втайне и сами договора инвестиций.
Казалось бы, при чудовищном дефиците бюджета — бери и расходуй деньги. Ведь 166 миллиардов рублей — это двадцать годовых бюджетов Тобольска! Потому что в новой редакции муниципальной программы, подписанной Максимом Афанасьевым, значится пункт о переходе дотационной системы к самофинансированию города. Принятые изменения базировались на договорённостях между Администрацией города и компанией «СИБУР» о внесении доли в городской бюджет от прибыли за передачу ей в собственность земельных участков, на которых были воздвигнуты новые производственные мощности. Однако никаких денег тоболяки не увидели.
Ни директора Департаментов финансов и экономики, ни председатель Счётной палаты, ни председатель Тобольской городской думы на публичных слушаниях, касаемых проекта бюджета на 2025-2026-2027 годы, не дали ответов на вопросы относительно «безвозмездных» инвестиций, то есть, гигантских 166 с половиной миллиардов рублей. Однако тобольские общественники с таким положением вещей мириться не намерены.
Напомним, в 2013-2015 годах из городского бюджета бесконтрольно были выведены 43 миллиарда 74 миллиона 850 тысяч рублей, при руководстве Тобольском Владимиром Мазуром (читай, человек Владимира Якушева). А в бытность в качестве главы северной столицы Максимом Афанасьевым — 166 миллиардов 537 миллионов 192,5 тысяч рублей (он тоже протеже Якушева). Таким образом через тобольский городской бюджет за десять с небольшим лет неуправляемо «испарилось» 200 миллиардов рублей! В цифры трудно поверить, если бы не документы (имеются в распоряжении редакции).
Именно цепочка чиновников «Тюменской школы управления» в лице Владимира Якушева, Александра Моора, Владимира Мазура, Максима Афанасьева и Андрея Ходосевича, возглавлявшего Тобольскую городскую думу с 2015 по 2025 год (городской парламент выносит на рассмотрение и утверждает финансовые документы), должна дать все ответы, накопившиеся у местной общественности, куда же делись эти миллиарды.
Так, в декабре 2024 года, на личном приёме у прокурора Тюменской области Александра Попова все эти проблемы были озвучены. В январе 2025 года из региональной прокуратуры пришёл письменный ответ о результатах проведённой проверки, в котором прозвучало, что существенное сокращение расходов бюджета с 43 миллиардов 200 миллионов рублей в 2024 году до 9,5 миллиардов в 2025 году произошло по причине завершения муниципальной программы «Развитие химической и нефтехимической промышленности в городе Тобольске». Но в то же время Тобольскому межрайонному прокурору Андрею Сажину поручено на постоянной основе анализировать исполнение бюджета.
В настоящее время сотрудники ФСБ заинтересовались обращением Ларисы Шакуровой. Ей звонят из регионального Главка и задают вопросы по поводу деятельности на посту главы города Максима Афанасьева. Пока что интересуются происхождением его квартир в элитном доме жилого комплекса «Мой квартал», расположенного на центральной улице Тобольска. Известно, что уезжая из Тюмени в северную столицу, Афанасьев не стал продавать своё тюменское недвижимое имущество. А так же силовики выясняют, почему дорогостоящий автомобиль Toyota Land Cruiser 200, переданный «СИБУРом» в дар Администрации города Тобольска, «переехал» вместе с ним в Тюмень, когда в июле 2024 года он был избран главой Тюмени.
PARK72.RU будет следить за развитием событий.
PARK72.RU
