Стихия выборов с тайным подтекстом. Как устроена ярославская власть
В конце ноября депутаты Ярославской областной думы приняли закон о возврате прямых выборов мэра Рыбинска. Те, кто знает предысторию вопроса, помнят, что год назад депутаты голосовали за прямые выборы мэров Ярославля и Рыбинска. А через два месяца своё решение отменили. Утвердили другую систему управления - главы городов должны были выбираться из числа депутатов. Сегодня выборы мэра Рыбинска снова вернули. Но не мэра Ярославля. Отчего так «лихорадит» наших депутатов и что ожидает нас в ближайшем будущем - об этом «АиФ» побеседовал с социологом Евгением Голубевым.
Напряжение и испуг
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Евгений, начать разговор хотелось бы с такого вопроса: отразилась ли, на ваш взгляд, сегодняшняя обстановка в мире на жизни Ярославского региона?
Евгений Голубев: Думаю, да, хотя внешне это никак не проявляется. То, что произошло за последние месяцы, - гибель аэробуса А310-324, который был взорван над Синайским полуостровом, парижские теракты и наш бомбардировщик, сбитый на границе Турции и Сирии, - скорее, сказывается психологически. Это отражается, на мой взгляд, на неком внутреннем напряжении людей, потому что по совокупности эти события говорят: нас в мире не очень любят. Будет напряжение и испуг относительно поездок в другие страны, меньшее количество людей станет выезжать за границу, мы будем «вариться в собственном котле», и внутренняя политика страны пойдёт по пути закручивания гаек и внутренней консолидации против всего остального мира, она не может вдруг перерасти в эпоху свободы, демократии и плюрализма. Ведь мы, как убеждает нас телевизор, «окружены врагами». Нашему вышестоящему руководству придётся усиливать агитационную составляющую.
Демонстрация силы
- Как вы считаете, почему прямые выборы мэра вернули только Рыбинску?
- Выборы вернули по инициативе рыбинских депутатов, однако я думаю, что они были лишь техническими исполнителями. Есть версия, что всю эту историю затеяли политтехнологи. Но, честно говоря, складывается ощущение, что в региональном отделении партии власти полный разброд. Нельзя в течение года туда-обратно перерисовывать одни и те же схемы и направления развития, как политические, так и экономические. А депутаты облдумы трижды поменяли собственное мнение на противоположное. Это рождает как минимум неразбериху, как максимум вопрос: а зачем всё это? Если это правильно сейчас, то почему было неправильно год назад?
Это могут быть жёсткие политические установки Москвы. Но эта мысль не очень вяжется, потому что федеральный центр последние 5-6 лет выстраивал жёсткую вертикаль власти, которая вдруг дала брешь. Фактически получается, что местные рыбинские депутаты выступили против Москвы и решили поломать всю систему, которая годами выстраивалась с большим напряжением и огромными усилиями. На мой взгляд, это не очень своевременная история для Ярославской области.
Возможно, происходит какая-то подковёрная борьба, не видная большинству, причём не обязательно в Рыбинске. Скорее всего, в Ярославле. Эта версия находит всё больше подтверждений, мы знаем, что даже внутри фракции «Единой России» в областной думе есть разные люди, которые ратуют за разные интересы и которые могут попытаться играть против федеральной линии в силу единственного обстоятельства: у нас очень слабый губернатор. О его слабости знаем не только мы, но и в Москве, поскольку Сергей Ястребов постоянно на самых нижних строчках различных рейтингов федеральных изданий.
И мне кажется, что идёт своеобразная игра, если не на понижение статуса губернатора, то для демонстрации того, что в Ярославской области есть отдельная политическая сила, которая в состоянии и «переиграть» губернатора, и переубедить большинство партии власти, и подстроить всех остальных под нужные этому узкому кругу людей интересы. Людей, которых, я так подозреваю, мы узнаем месяца через два-три.
Кресло мэра
- Поможет ли это изменить кардинально политическую ситуацию в Рыбинске?
- Теперь всё перемещается со стороны, условно говоря, административного ресурса в стихию демократических выборов. А мы знаем, что в Рыбинске выборы - это всегда непростая история, тем более когда нет ни одного лидера, такого же по уровню влияния, авторитетности и уважения со стороны населения, каким был Юрий Ласточкин. Юрий Васильевич - единственный, кто за последние 3 - 4 года сделал что-то реально для своего города, что можно было, как говорится, «пощупать руками» каждому жителю. У него не красивые слова, а реальные дела - новые объекты, школы, детские сады, ухоженные парки, освещение.
Леонид Можейко, который с момента ареста Ласточкина выполняет его обязанности, всеми воспринимается как соратник Ласточкина. Большинство программ развития, которые остались в наследство от мэра, работают. Другое дело, что у Можейко стало меньше финансов в силу экономического кризиса, но всё, что мог, он делал. У него сейчас есть опыт, связи, и если сохранится взаимопонимание с региональными властями, то будет и желание продолжать политику развития города в промышленном и социально-экономическом плане. Для этого у Леонида Чеславовича есть все возможности.
Однако и.о. главы города с момента вступления в силу решения областного суда по делу Ласточкина прекращает свои полномочия, и в город придёт безвластие на неопределённый срок. Понятно, что возложат исполнение должностных обязанностей на очередного зама, не обладающего ни авторитетом, ни знанием, ни политическим весом для решения реальных хозяйственных проблем. Это будет временная фигура, которую можно будет крутить в любую сторону как флюгер, своей точки зрения он иметь не будет.
А если это так, то стихия выборов может вынести на первое место человека, который будет каким угодно. К примеру, популярным, но плохим хозяйственником. И вариаций на эту тему множество.
Вся эта история, конечно, кардинально ситуацию в Рыбинске с выборами никак не повернёт: она была очень неопределённа с момента ареста Ласточкина, а сейчас станет ещё менее стабильной, но не радикально. Жителям Рыбинска понятно следующее: в ближайший год авторитетной и уважаемой власти не будет, кто бы ни занял кресло мэра.
И в этом смысле ничего хорошего я не жду на выборах в Госдуму в сентябре 2016 года: там, видимо, победят протестные настроения, люди проголосуют, к примеру, за коммунистов или «Справедливую Россию».
Здесь можно, а здесь - нельзя
- Если Рыбинску вернули выборы, то логика политической жизни подсказывает: следующим на очереди должен стать Ярославль - здесь тогда тоже должны разрешить выборы мэра. Почему этого не происходит?
- Нам говорят, что в Рыбинске это политическая необходимость, а в Ярославле не настало время. Логика, на мой взгляд, ложная, потому что объяснить, почему здесь можно, а здесь нельзя, чисто рационально, с аргументами в руках невозможно.
Однако возвращение выборов в Ярославле в канун выборов в Госдуму грозит полным бардаком. В последнее время региональное отделение партии власти и так допустило слишком много ошибок именно в политической сфере, чтобы спокойно выходить на выборы в сентябре 2016 года. Платные парковки, публичные слушания, которые пошли не по мэрскому сценарию, все эти единые транспортные карты, которые наделали много шуму с неочевидным, на мой взгляд, экономическим эффектом, незакрытая большая часть коррупционных дел.
Создаётся такое впечатление, что партия власти живёт сама по себе, пытается реализовать какие-то собственные, не всегда между собой совпадающие интересы. И это никак не связано с жизнью обычных жителей области - если их и касаются решения, то, как правило, с негативной точки зрения. Соответственно, никакого позитивного отношения к партии власти в канун выборов в Госдуму, по крайней мере, в Ярославле быть не может.
- А нужно ли возвращать выборы мэра в Ярославле?
- Я считаю, что до сентября 2016 года выборы мэра Ярославлю не нужны. Потому что я за системность в подходе к управленческим решениям. То, что выборы в Рыбинске назначены, - с точки зрения демократии хорошо, но плохо то, что это сделано ради исключения. Если уж вы выбрали систему сити-менеджеров, пытайтесь развивать её здесь. Если выбрали систему выборных должностей, тогда это должно быть везде, без исключений. Не важно, сельское это поселение или городское, большой это город или маленький.
В Ярославле теперь все будут ждать решения суда по мэру Евгению Урлашову. В любом случае ему будет запрещено занимать соответствующую должность на определённый срок.
Если решение суда вступит в силу до сентября 2016 года, а в этом месяце выборы мэра с выборами в Госдуму никто соединять не будет, то это подорвёт окончательно и так расшатанную систему нашей властной структуры. Потом всё будет зависеть от результата, который получат на выборах единороссы в Ярославской области. А дальше может быть вообще другая реальность. Если проценты будут низкие, могут последовать оргвыводы сверху. На каком уровне? В прошлый раз уровень был очень понятен - губернатор.
Если партийные рейтинги опять будут низкими на территории Ярославской области, то шанс остаться у руля у Сергея Ястребова будет только один - если федеральный центр не найдёт более сильную фигуру для нашего региона. Её ищут давно, но не могут найти. И это залог непотопляемости губернатора Ястребова.
А если вдруг на уровне области поменяется власть, и такой сценарий не исключён, то выборы мэра Ярославля будут подчиняться уже совершенно другой политической повестке дня.
Без розовых очков
- Не везёт Ярославской области с мэрами. Мэр Переславля Денис Кошурников, по итогам проверки прокуратуры, нарушил антикоррупционное законодательство. Как вы отнесётесь к его отставке?
- Здесь ситуация ещё более сложная. Я считаю, что Переславлю, наоборот, повезло с мэром. Знаю Дениса Кошурникова с того момента, когда он был ещё главой района. Хотя, видимо, дыма без огня не бывает, но тут есть два момента. Первый - надевать розовые очки и думать, что остальные мэры и главы районов какие-то другие, на мой взгляд, неправильно. Это всё только до поры до времени, пока прокуратура и следственные органы не начали копать.
Второй. Насколько я понимаю, все те коррупционные дела, которые вменяются Денису Кошурникову на сегодняшний день, связаны с его бывшей предпринимательской деятельностью, когда он ещё не был главой Переславля. В своё время он, может, не успел выйти из состава учредителей соответствующих иностранных акционерных обществ. Но это вовсе не говорит о том, что Денис Викторович - плохой мэр. Просто нужно было своевременно привести свои дела в порядок.
Когда его избрали, в Переславле всё было настолько запущено, одни хозяйственные дыры. Там летом не было горячей воды, в ужасном состоянии находились окружная дорога, мост через реку Трубеж. И эти проблемы Денис Кошурников с той или иной степенью эффективности решил.
Где гарантия того, что найдётся более адекватный человек, который сможет решать хозяйственные проблемы Переславля? Городу и так в последнее время сильно не везло с руководителями.
Денис Викторович, думаю, сможет постепенно, медленно, но верно привести обветшавшее городское хозяйство на уровень, приемлемый для города, который при въезде со стороны Москвы является лицом Ярославской области.
Конечно, только время может рассудить, хорош или плох был Кошурников. Но я бы не стал разбрасываться такими кадрами.
Как кость в горле
- Почему, на ваш взгляд, Ярославская область в рейтингах фонда «Петербургская политика» постоянно попадает в число регионов с пониженной или слабой социально-политической устойчивостью?
- По логике федерального центра, мы нестабильный регион: непонятно, как у нас проголосуют за партию власти, какие экономические и социальные последствия будут после этого голосования. Поэтому мы как кость в горле. Но нужно учитывать, что Ярославский регион всегда был с устойчивыми демократическими традициями, здесь «навязанные» фигуры не проходят, нужно прислушиваться к мнению народа. Чего не делает федеральный центр. В последнее время в отношении нас проводили такую политику: пусть будет слабый губернатор, лишь бы на федеральном уровне забыть про Ярославскую область.
В итоге у нас ни инвестиций, ни темпов развития, футбольный чемпионат «похоронили», векторов развития особенно не просматривается. Мы превратились из подающего большие надежды развитого региона в «серую массу».
Единственное, что нас отличает от большинства регионов Российской Федерации, - здесь ещё остался непокорный дух населения, которое голосует за тех кандидатов, которые неугодны федеральному центру, и будут голосовать в ближайшее время. Ну, конечно, мы неудобны в данной системе координат, мы нестабильный регион. Однако ничего плохого я в этом не вижу.
Нам надо назначить сильного губернатора, который привёл бы в чувство местных депутатов, и была бы понятная система сдержек и противовесов в политической схеме, который сам бы нёс всю полноту ответственности за всё, что происходит в регионе, и ратовал за его экономическое развитие.
Политические игры здесь возможны только в рамках этой парадигмы.
И тогда вся система координат придёт в полное соответствие с требованиями федерального центра. И мы выйдем из рейтинга нестабильных регионов.