Эколог предсказал жесткую засуху в Ярославской области
Из-за бесснежной зимы.
Превратности погоды в 2024-м году могут привести к опасной экологической ситуации, складывающейся в западных регионах европейской части России. И Ярославская область тут не исключение. Бесснежная зима привела к сокращению влаги в почве, что скажется уже весной и летом. Так говорят экологи. В частности, такой прогноз в беседе с корреспондентом ЯрНьюс дал руководитель лесного отдела ассоциации по охране окружающей среды «Охрана природы», кандидат биологических наук Алексей Ярошенко.
«В средней полосе и южнее, особенно в западных регионах Европейской России, складывается очень опасная ситуация с запасами влаги в снеге и почвах, в том числе в торфяниках. Нынешняя малоснежная и теплая зима наложилась на сухую осень, в результате чего уже сформировался дефицит воды, который никаким мыслимым образом не может компенсироваться к началу теплого сезона года», — рассказывает Алексей Ярошенко.
В итоге, по мнению эксперта вместе с весной в макрорегион может прийти одна из самых сильных засух. Правда, пока кандидат биологических наук говорит все же о риске того, что может случиться. Также он считает, что сезон ландшафтных пожаров в регионе может быть серьезней обычного.
«Конечно, многое будет зависеть от количества осадков весной и летом, но риск катастрофической засухи очень высок. Если говорить о Ярославской области и вообще о Верхневолжье, то главными последствиями такой засухи могут стать катастрофические же ландшафтные пожары (в том числе торфяные и лесные), неурожай, вспышки численности разнообразных вредителей и болезней лесов и сельскохозяйственных культур», — высказывает мнение Алексей Ярошенко.
По его словам, после такой зимы пал сухой травы может начаться уже в марте, а пик травяных пожаров, по оценке эксперта, может выдаться на последнюю декаду апреля.
«В наших условиях они практически на 100% - рукотворные, возникающие из-за хулиганства или разгильдяйства людей, или, иногда, из-за пожароопасных хозяйственных практик (например, сельхозпалов). К сожалению, неосторожность наших сограждан в вопросах обращения с огнем зашкаливает, выходя за все мыслимые пределы - так что ждем очень напряженной весны», — отметил специалист.
Алексей Ярошенко добавил, что погода в первые месяцы весны все же может позволить избежать серьезных последствий.
«Хорошо, если апрель будет дождливым и прохладным, а если нет — то травяные палы неизбежно приведут и к пожарам в деревнях и дачных поселках, и к возникновению множества очагов тления торфа на осушенных торфяниках и на брошенных торфяных месторождениях, и к переходам огня на наиболее сухие участки леса», — заключил кандидат биологических наук.
Последние серьезные лесные и торфяные пожары в Ярославле фиксировались в начале нулевых и начале десятых годов 21 века. В частности, леса горели в 2002-м, а особо жарким было лето 2010 года, когда в августе над городом стоял смог.
Тему, поднятую экспертом, мы адресовали в ярославский центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ЯЦГМС). Что касается водных запасов, то в ЯЦГМС отметили, что по замерам, которые проводят осенью, ситуация хотя и была ниже нормы, но всё-таки назвать её катастрофической нельзя.
«По запасу влаги у нас в целом по области нет катастрофической ситуации. На осень есть процедуры измерения влажности почвы на разных глубинах. В среднем по области, по югу немного меньше, но в основных показателях более-менее. Ни о какой катастрофе речи, конечно, не шло», — пояснили корреспонденту ЯрНьюс в гидрометцентре.
Однако, синоптики согласились, что ситуация конкретно со снегом — ниже нормы. Отдельно пояснив, что столь долгосрочных прогнозов не дают, потому что пока ещё нельзя сказать, будет ли весна засушливой или всё-таки дождливой.