«Небесная команда». Кубок Гагарина «Локомотив» посвятил погибшим спортсменам
«Пацаны, кого сейчас с нами нет... Наконец-то мы это сделали!» — говорил Александр Радулов тем, кого называют «небесной командой».
Теперь неловко вспоминать, но на старте сезона, глядя на лёд, по которому скользил Радулов, многие высматривали следы песка, который, по идее, должен был сыпаться из 38-летнего нападающего. Тренеру Игорю Никитину звонили, спрашивали: «Зачем ты его взял?» Самому Никитину предъявляли: «Хоккей у вас скучный, неправильный». А тут раз... и Радулов — самый ценный игрок, Никитин — лучший тренер лиги, ярославский «Локомотив» — сильнейший в КХЛ.
Хотя, конечно, не «раз... и». Так не бывает, когда у тебя на льду 17 человек напрямую имеют отношение к ярославской хоккейной школе. Число невероятное! Воспитали, вырастили. Даже Радулов, пусть и родился в Нижнем Тагиле, а засверкал в Уфе, прошёл через ярославскую СДЮШОР.
И вот он, 38-летний, скачет по раздевалке и сгребает в охапку Никитина. Тот резюмирует: «Вы — мужики!» Рассказывает, что звонил Путин с поздравлениями. Кубок кочует по рукам, шампанское... Счастье выплёскивается на каждую улицу города, который 14 лет назад похоронил свою команду, но не похоронил свой хоккей.
Другая раздевалка
После авиакатастрофы новый «Локомотив» появился не сразу. Да, были разговоры: давайте быстро наберём хоккеистов и заявимся в КХЛ. К тренеру Воробьёву, работавшему с молодёжкой, обращались: «Пётр Ильич, возглавишь?» Президент клуба Юрий Яковлев разговоры пресёк — сказал «нет». «Это было единственное на тот момент решение. Иначе как? Выходит, мы бы на могилах новый клуб строили?! Ребята ведь только-только...» — признавался «АиФ» Воробьёв. И рассказывал, что происходило осенью 2011 года в раздевалке «Локомотива»: «Родственники ребят стали съезжаться — наши, иностранцы. Просили: дайте посмотреть, где он (брат, муж, сын) сидел. Искали любую вещь, которая осталась. Мелочь какая-то, просто тюбик, может, — главное, чтобы ЕГО. И вот в этой раздевалке поселилось горе — одно на всех».
Первый год после трагедии ею вообще не пользовались, Пётр Воробьёв с молодёжью использовали другую. Вернулся в КХЛ заново собранный «Локомотив» лишь через сезон. И только тогда открыли основную раздевалку.
Воробьёв ведь и привёл Ярославль к первому чемпионству. Было, правда, это ещё в прошлом веке (1997), когда никакой Континентальной хоккейной лиги не существовало — обычный чемпионат России. Потом работал с другими клубами, но всегда поглядывал: как там у ярославских дела? Когда в 2011 году предложили контракт с «Локомотивом», согласился с удовольствием.
Среда была. Он с «младшими» остался в Ярославле, а основная команда улетела на первую игру сезона с минским «Динамо». Надежды возлагались большие. Состав впечатляющий: Галимов, Калянин, Чурилов играли за сборную России, чех Вашичек чемпионом мира был, словак Демитра на трёх Олимпиадах играл...
Маятник судьбы
26-летний Галимов пережил остальных на пять дней. «Привезли в больницу с ожогами 90% тела, — вспоминал Воробьёв. — На следующий день его самолётом МЧС отправили в НИИ имени Вишневского. Думаю, что неслучайно он эти пять дней продержался. Здоровье было богатырское! От родителей досталось. Я их знаю — ярославские они. Честный такой был парень, не подлый... И вот ты видишь в записной книжке номер телефона человека, которому уже никогда не сможешь позвонить. И таких номеров у меня десятки».
В том самолёте оказались те, кто, качнись маятник судьбы чуть в другую сторону, могли бы сейчас сидеть на трибуне арены «Локомотива», а то и вовсе быть на льду. «Александру Васюнову было всего 23 года — местный он. Только из НХЛ в Ярославль вернулся: надумал за родной клуб выступать. А Юрка (Урычев, 20 лет)? У него рука была сломана, играть не мог. Какой был смысл везти его на матч с "Динамо"?» — перечислял Пётр Воробьёв.
Сын самого Воробьёва — Илья — фигура в тренерском цехе не просто самостоятельная, а уже лет 10 как большая: выигрывал Кубок Гагарина с магнитогорским «Металлургом», бронзу на чемпионате мира в 2019 году со сборной брал. «У "Локомотива" верх системность взяла», — комментирует он победу клуба, за который болел в финале и где начинал свою тренерскую карьеру в сентябре 2011 года. Руководство тогда решило, что Воробьёв-младший полетит с командой в Минск. Но почему-то в последний момент передумало...
По аллее Ткаченко
Там, в Ярославле, вот-вот должно начаться благоустройство аллеи имени Ивана Ткаченко — рядом со Свято-Тихоновским храмом. Об аллее, правда, уже пару лет как говорят. Но, похоже, дошло до дела на фоне Кубка Гагарина, впервые оказавшегося у «Локомотива». Ткаченко — капитан «небесной команды». После гибели выяснилось: Иван постоянно перечислял деньги на помощь больным детям. В последний раз сделал это за 15 минут до того, как сесть в самолёт...
Леонид Ткаченко, его отец, хоккей потом видеть не мог. Пришёл как-то на арену и ушёл после первого периода. Но рана всё равно затягивается, и финальный матч против челябинского «Трактора» отправился смотреть. Говорит: «Рад за болельшиков, за весь Ярославль. Помогли сплочённость, доверие тренеру. Молодцы, ребята! Здорово, что в нашу историю вписали победную страницу!»
И не найдётся человека в хоккейном сообществе (а народ там непростой), кто осмелится вслух произнести, что такую страницу Ярославль не заслужил. Потому что, как уверен Радулов, «они там сверху наблюдают за нами».
Обладатели Кубка Гагарина | |
---|---|
ЦСКА | 2019, 2022, 2023 |
«Металлург» | 2014, 2016, 2024 |
«Ак Барс» | 2009, 2010, 2018 |
СКА | 2015, 2017 |
«Динамо» (Москва) | 2012, 2013 |
«Локомотив» (Ярославль) | 2025 |
«Авангард» (Омск) | 2021 |
«Салават Юлаев» (Уфа) | 2011 |
Справка
Авиакатастрофа 7 сентября 2011 года Як-42, на борту которого находилась команда «Локомотив», упал, пролетев всего 2,5 километра, — 36 пассажиров и 8 членов экипажа погибли. Выжить удалось только инженеру по радиотехническому обслуживанию Александру Сизову.
Согласно выводам комиссии, причиной катастрофы явились ошибочные действия командира экипажа или второго пилота. В отдельное производство было выделено уголовное дело бывшего заместителя гендиректора авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева (отвечал за подготовку 2bc пилотов). В 2015 году суд признал его виновным, приговорил к пяти годам лишения свободы и тут же амнистировал. В 2017 году адвокат Александр Захарьин сообщил о прекращении уголовного дела по причине гибели подозреваемых из числа членов экипажа.