За годы войны Герой Советского Союза Дмитрий Татаренко произвел 587 боевых вылетов
Любовь к небу и осуществление мечты — все это они получали там. В довоенное время был среди них и ставший затем легендарным летчиком Герой Советского Союза Дмитрий Митрофанович Татаренко. Попробуем хоть ненадолго прикоснуться к его судьбе.
Хотел мальчишка стать героем
Не задумываясь о том, какая у людей разная жизнь, вихрастый темноволосый паренек из крестьянской семьи Дима жил как все его сверстники. Помогал родителям по хозяйству и учился в одной из шахтинских школ. После занятий играл с друзьями в футбол. А еще бегал в аэроклуб. Восторгаясь подвигом советских летчиков, спасших в трудных условиях челюскинцев, которые попали в ледяной плен, он думал: вот бы и ему стать тоже героем. Этот паренек даже и не мог предположить, какие виражи судьбы ему предстоит преодолеть.
Окончив школу, Дмитрий пошел работать на шахту. Нелегок был труд навалоотбойщика. Но ему помогали справляться с трудностями физическая закалка и занятия спортом. Призванного в 1939 году юношу направили в Ейское военно-морское авиационное училище. Окончив его успешно, попал служить в ВВС Балтийского флота.
Война обрушилась на нашу страну внезапно. Младшему летчику Татаренко пришлось, как и всем тогда, учиться воевать. Поначалу было нелегко. Перенимая опыт работы летчиков со стажем службы в этих войсках, Дмитрий совершенствовался. Напористость, смекалка, а порою и дерзость в схватке с врагом, помогали не раз. Ему шел только 21-й год. Но глядя на его слаженную и мускулистую фигуру и крепкие руки, многие убеждались: такой в бою не дрогнет и не струсит.
Летчику приходилось, умело маневрируя, уводить не раз свой самолет от огня наземных вражеских зениток и выполнять полученные задания. А задачи бывали у него разными: разведка объектов противника, уничтожение вражеских колонн пехоты и техники, потопление плавсредств в море. Тогда шли жестокие бои при обороне города на Неве. Врага били днем и ночью – в небе, на море и на земле.
Боевой пример
Под таким заголовком в газете Балтийского флота от 4 августа 1941 года была заметка о летчике Дмитрии Татаренко.
…Стоял теплый летний день, когда по боевой тревоге советские истребители взлетели на перехват вражеских бомбардировщиков. Те направлялись в сторону Ленинграда. Наши ястребки взяли их в кольцо. Завязался горячий воздушный бой. Но вот один из фашистских самолетов сумел выскочить из окружения. Татаренко быстро перегородил ему дорогу. Две машины мчались навстречу друг другу. «Не отступлю», — решил Дмитрий. Враг не выдержал такой дерзкой атаки и развернулся, чтобы уйти. Наш летчик вмиг среагировал на это и меткой пулеметной очередью поразил врага. С черным шлейфом дыма тот понесся к земле. «Отлетался, гад! Ну, кто следующий?» — азартно воскликнул Дмитрий.
В тот день начала августа 1941 года многие из бомбардировщиков, летевших бомбить город на Неве, были сбиты. А те, кто смог уйти от возмездия, сбросили свой смертоносный груз куда попало, не причинив никому вреда. Но бой не закончился. В небе появились «Мессершмитты». Татаренко снова предпринял лобовую атаку с одним из них. Фашист стал уводить свой самолет в сторону. «Получай!» — Дмитрий послал вдогонку ему пулеметную очередь. «Попал!» — радостно, по-ребячьи азартно, воскликнул наш пилот, увидев, как подбитый им «Мессер», стремительно летит к земле. От следующего нападения другого самолета успел увернуться. Горючее в его машине было уже почти на нуле, срочно надо возвращаться. Сделав затяжное пике, тем самым обманув врага, Дмитрий, выровняв самолет, полетел на базу.
На аэродроме сослуживцы Татаренко, увидев, что его машина летит на неработающем двигателе, бросились на летное поле. Что их ждет? Жив ли летчик? Едва самолет коснулся земли, послышались их радостные крики: «Рубака вернулся! Жив и невредим!» Немало пулевых отверстий в фюзеляже самолета потом насчитали техники. А «рубакой» Татаренко назвали, сравнивая того с казаком на горячем коне, лихо рубящим острой шашкой головы врага. Фашисты на своей шкуре ощутили твердость и меткость руки этого летчика. О нем не раз рассказывалось в газете Балтийского флота, где называли Дмитрия Татаренко мастером первой атаки и заслуженно ставя того в боевой пример другим пилотам.
Защищая город на Неве
Незабываемым в памяти нашего земляка остался и один из дней глубокой осени 1941 года. Было туманно. Видимость – менее километра. На предельно низкой высоте, почти над землей, Татаренко произвел разведку. Добыв ценные сведения, передал их в штаб. Уже возвращаясь с задания, вдруг обнаружил колонну вражеской пехоты и техники. Погода стояла нелетная. Неприятель шел без маскировки и охраны с воздуха. Дмитрий рискованно, но смело пошел в атаку. Если есть на земле ад, то в тот день он был у фашистов. Крики и стоны раненых, рвущиеся боеприпасы в охваченных пламенем подбитых грузовиках. Краснозвездный самолет вновь и вновь расстреливал врага почти в упор. В тот день для многих фашистов дорога к северной столице нашей страны стала последней.
Подступы к Ленинграду охранять было сложно. Контролируя Ладожскую трассу и прикрывая небо от летящих самолетов врага, советские летчики проявляли мужество и героизм. Воздушные бои во время прорыва блокады города стали триумфом мастерства нашего земляка.
Но 23 марта 1943 года с летчиком случилась беда. В результате неравного боя самолет Татаренко был подбит. Раненый Дмитрий подумал: «Ну все, крышка тебе, боец». Но с трудом выбираясь из горящей машины, он сквозь зубы простонал: «Нет, фашист, так просто ты меня не возьмешь». Теряя сознание, сумел на парашюте приземлиться на наши позиции в районе под названием Красная гора. Раненого в руки и ноги летчика отправили в госпиталь. Медики вылечили его, и он вернулся в боевой строй.
Мирное время
Но вот закончились страшные испытания, принесшие много горя в каждую семью нашей страны. Дмитрий Татаренко к этому времени был еще на Высших офицерских курсах. В 1962 году окончил Военную академию Генерального штаба. В конце 1967 года по болезни генерал – майор Д.М. Татаренко ушел в запас и стал жить в Кисловодске. Занимался там активно общественными делами. Особенно нравилось ему общаться с молодежью.
Воспоминания ветерана, Почетного гражданина Ленинграда были очень интересны ребятам, которые спрашивали, почему он выбрал профессию летчика. Вспоминая чудесную пору своей юности, говорил детям о том, как с удовольствием посещал аэроклуб в небольшом горняцком городке под названием Шахты. Рассказывал о незабываемом своем первом полете на самолете. Вот тогда он и решил, что обязательно станет пилотом. Немало его сверстников, посещавших в то время этот аэроклуб, стали летчиками. Сражаясь на войне, многие из них стали Героями Советского Союза. Это Александр Горовец, Юрий Косенко, Александр Колесников и Алексей Мазуренко, который был дважды удостоен этого звания. Дети всегда внимательно слушали рассказ ветерана о своих земляках-шахтинцах. С уважением и восхищением смотрели на блестевшие на его груди награды: ордена Ленина, Нахимова II степени, Отечественной войны I степени, три ордена Боевого Красного Знамени, два – Красной Звезды и множество других наград, среди которых ярко светилась медаль «Золотая Звезда».
В Александровском парке нашего города на стеле среди 35 шахтинцев Героев Советского Союза есть и имя Дмитрия Татаренко. Горожане всегда несут сюда живые цветы, как дань уважения, почтения и благодарности. Город помнит и гордится своими героями, которые по-прежнему живы в нашей памяти.
Н.Кравцова
The post За годы войны Герой Советского Союза Дмитрий Татаренко произвел 587 боевых вылетов first appeared on Новости города Шахты - Шахтинские известия.