Не прыгал, но тоже летал: журналист наблюдал за десантированием бойцов Росгвардии с борта вертолета
Дисклеймер: этого материала вообще могло не быть, если бы я и пресс-служба Управления Росгвардии по Марий Эл испугались дождя, который лил на протяжении всего дня.
История с возможностью прокатиться не просто на вертолете (хотя я ни разу не летал на вертолетах в целом), а на боевом вертолете Росгвардии появилась за некоторое время до ее исполнения. Я, конечно, не сомневался, но в региональном Управлении ведомства доказали, что слов на ветер точно не бросают. Обещали прокатить на вертолете, значит прокатят. И прокатили, но обо всем по порядку.
«Иннокентий, не хотите прокатиться со спецназом на вертолете?», — однажды спросила меня руководитель пресс-службы по Марий Эл Мария Рошко.
Отказывать в таком предложении я не имел права, потому что подобных возможностей у любого журналиста не так много.
«Хочу!», — ответил я, подумав, когда вообще это будет.
Честно говоря, мне не верилось, что мероприятие вообще состоится, потому что дождь, начавшийся прошлой ночью, к утру не планировал заканчиваться, следовательно и вертолет мог не прилететь вовсе. Но утренний звонок пресс-службы ведомства заверил: если решусь, то поедем, потому что борт все-таки прилетит. Я решился и не пожалел, даже после того, как полностью вымок из-за мокрой травы и непрекращающегося дождя.
И вот мы уже едем на полигон, где бойцы спецназа ОМОН «Таир» и СОБР «Берсерк» Управления Росгвардии по РМЭ будут отрабатывать элементы беспарашютного десантирования. Надо сказать, что по дорогам, ведущим к месту проведения учений, проехать на обычной машине сложно, а в дождь еще сложнее. Поэтому бойцы спецназа приехали за нами на грузовике.
Внутри вездехода все по-армейски, поэтому где-то в закромах моего мозга проснулись те самые армейские воспоминания, уснувшие после срочной службы в Росгвардии, кстати. Амуниция, характерный металлический запах от оружия, гремящие шлемы и мужские разговоры, периодически переходящие в дружный смех. Мужики настроены позитивно и ни капли не напряжены несмотря на то, что через полчаса им нужно будет спускаться по тросу вниз с высоты 30-35 метров.
Мы стоим среди поля, серое небо, марево над деревьями, дождь то немного затихает, то вновь усиливается, а на горизонте уже показалась «вертушка». Еще пара мгновений, гул начал нарастать и перед нами начал приземляться Ми-8АМТ, к которому цепью потянулись спецподразделения. После того, как они погрузились настал тот самый миг, ради которого все и затевалось: один из бойцов помахал нам, приглашая присоединиться.
Вообще, отработка беспарашютного десантирования проходит достаточно быстро: пробежка до вертолета, последние приготовления, взлет и спуск по тросу вниз, занятие боевых позиций, а потом приземление борта на землю. И так несколько раз.
Но это только с виду кажется, что все это относительно несложно, если знать, как это делать и не бояться высоты. За быстрым спуском стоят не только постоянные тренировки, но и личное преодоление собственных сомнений и страхов.
Стоя на пороге вертолета на высоте понимаешь, что сделать шаг вперед и развернуться на высоте 35 метров не так-то и просто, даже если страховочная система уже закреплена на амуниции и все предусмотрено старшим группы. Он, кстати, лично сопровождает каждого бойца, проверяет, чтобы все они успешно выполнили норматив и после приземления вскинули руки наверх, показывая, что с ним все хорошо и что все прошло без происшествий.
Для нас, гражданских, термин «беспарашютное десантирование» ни о чем не говорит. Но на самом деле это один из сложнейших элементов подготовки спецподразделений. Он требует от бойцов отточенной техники, физической выносливости, а также дисциплины.
При этом каждый его этап отрабатывается до автоматизма и пока на земле не будет проведена тщательная подготовка, никаких реальных прыжков не будет. Кстати, такие учения у бойцов Росгвардии проходят регулярно, поэтому ежегодно сотрудники ОМОН и СОБР выполняют сотни аналогичных мероприятий.
В этот раз, впрочем, как и всегда, (а как иначе) все поставленные задачи во время тренировки были выполнены в полном объеме. То, что для меня казалось чем-то запредельным, для них, представителей спецподразделений, вполне обычное дело.
Вот так прошел мой первый полет на вертолете и очередной за спиной у сотрудников ОМОН и СОБР. Наверное, даже хорошо, что во время десантирования шел дождь, потому что он показал, что даже сложные погодные условия не являются препятствием на пути выполнения боевых задач для людей в полевых костюмах «Мох» и с автоматами в руках.
Редакция ИА «МедиаПоток» выражает благодарность пресс-службе Управления Росгвардии по Марий Эл за оказанную возможность сделать репортаж непосредственно на высоте.