Постковидный синдром: специфические осложнения могут мешать жить много месяцев
За сутки в России выявлено 8 933 новых случая заражения коронавирусом. Почти столько же россиян за это время закрыли больничный после COVID-19. Эпидемиологи убеждают пройти вакцинацию. Иммунитет, который вырабатывается после прививки любой из отечественных вакцин, защищает от всех известных мутаций вируса. Но в случае заболевания тяжелые постковидные осложнения возникают у трети перенесших инфекцию.
Пока болела, мечтала пройтись по парку. Но оказалось, что это сомнительное удовольствие, когда цветы (и не только они) пахнут совсем не цветами.
"Это смесь чего-то тухлого, газового. Лук и чеснок в каком-то невообразимом сочетании. Естественно, кушать невозможно, все отвратительно. Даже в фитнес-клуб не пойдешь, все неприятно пахнет", – говорит Юлия Власенко, создатель группы Poslecovida.
До 30 процентов перенесших коронавирусную инфекцию сталкиваются с осложнениями. Самые частые жалобы – на усталость, недомогание при ходьбе, забывчивость и неспособность работать. Природу этих осложнений врачи пока понимают только в общих чертах.
"Это нарушение свертываемости в микрососудистом русле. Польку сосудистое русло есть везде, то, соответственно, вирус воздействует на все органы так или иначе. Непосредственный механизм этого никак не ясен", – объясняет Алексей Кащеев, заведующий отделением нейрохирургии Университетской клиники МГУ, кандидат медицинской наук.
От COVID-19 даже сильнее, чем легкие, страдает мозг – к таким выводам пришли ученые из Ульяновска.
"Даже у пациентов, которые не имели таких тяжелых органических заболеваний внешне, тем не менее, при гистологическом исследовании мы обнаружили серьезные нарушения, которые носят характер вирусного энцефалита, вирусного поражения мозга, я бы правильнее сказал", – рассказывает Виктор Машин, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской реабилитации Ульяновского государственного университета.
Последствия этого вирусного поражения наблюдают неврологи по всей стране. В мозгу появляется множество мелких поврежденных участков, что-то вроде микроинсультов (по-научному – микроангиопатия).
"Много поврежденных сосудиков возникает, много очагов. Это все ведет к тому, что работа нервных тканей, головного мозга нарушается", – объясняет Александр Стрельников, врач-невролог Центра реабилитации ЦКБ Управления делами президента РФ.
Мозг выдает самые разнообразные ошибки. Анастасия не может сосредоточиться, мешает туман в голове.
- Забываются слова. Говоришь, говоришь и забываешь, что дальше хотел сказать.
У Алены даже вода пахнет ацетоном, а еще возникают странные приступы.
- Начинали неметь губы, сердце сильно билось, руки становились холодными и ходили ходуном, мысли путались. Мне казалось, что я с ума схожу.
Таких пациентов уже тысячи. Написали петицию в Минздрав с просьбой обратить внимание на новую проблему.
- Мы хотели бы, чтобы нас лечили не время, а врачи.
Уже сделан первый шаг: диагноз официально признан и звучит как "Состояние после COVID. Неуточненное". Но общих методических рекомендаций, действительно, пока нет.
Вообще, восстановлением после заболевания должны заниматься в реабилитационных центрах. Разработаны специальные программы на тренажерах, рекомендована галлотерапия и барокамера. Это доказано эффективные методы при отдельных осложнениях: постковидном фиброзе легких, постковидном ишемическом инсульте, кислородной зависимости. Но убрать все симптомы получается не всегда, хотя собирают целые консилиумы.
"Зовем на помощь кардиологов, сосудистых хирургов, врачей УЗИ-диагностики. Естественно, врачей лучевой диагностики", – говорит Наталья Мочалова, заведующая пульмонологическим отделением городской клинической больницы №3 им. С. М. Кирова.
Что делать со специфическими осложнениями, врачи пока не знают.
"Не вполне понятно, какого рода реабилитация может быть, например, от нарушения обоняния. Есть ли она вообще, у многих людей она не проходит никогда", – отмечает Алексей Кащеев, заведующий отделением нейрохирургии Университетской клиники МГУ, кандидат медицинской наук.
На изучение проблемы нужно больше времени. Но защитить себя можно уже сейчас. Постковидный синдром у привитых доказано не развивается.