Битва за Трою: что же произошло на самом деле?
Битва за Трою: что же произошло на самом деле?
Историчность Троянской войны — дело очень тёмное! Неизвестно, кем и почему был разрушен город на холме Гисарлык. Но, что самое главное, — мало кто знает, какие битвы продолжают бушевать вокруг него и по сей день
Ахиллеада
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам…»
Так начинается «Илиада». А чем она заканчивается? Кто дочитал до конца? Те, кто смотрел кино «Троя», уверенно скажут — Ахилла убили, попав стрелой в его ахиллесову пяту. А Троя, благодаря коварному деревянному коню, пала и была сожжена. Внезапно: в «Илиаде» этого всего нет.
Поэма описывает лишь пятьдесят дней десятого года войны. И заканчивается погребением Патрокла и Гектора.
То есть, если нормально экранизировать «Илиаду», этот сериал можно было назвать «Ахиллеада. Полтора месяца из долгой летописи осады». Иногда на такой период сейчас ездят в командировки в «горячие точки». В центре сюжета — обида Ахилла на Агамемнона. А что было раньше? Рутина позиционной войны. «На Западном фронте без перемен».
А убитый Ахилл и сгоревший город — это уже в следующем сезоне.
Патроклиада
В поэме много внимания уделяется поединкам, в ход которых вмешиваются боги.
Патрокла убил Гектор? Всё намного сложнее. Патрокла фактически поразил Аполлон, а Гектор его лишь добил. Однако ещё до Гектора смертельный удар копьём Патроклу нанёс воин по имени Эвфорб. Эвфорба убил Менелай, поэтому… доспехи Патрокла достались Гектору. То есть, доспехи Ахилла, которые Патрокл надел, идя в бой. Фактически всё это — «Патроклиада», сюжетная линия, связанная с этим героем и вставленная в «Ахиллеаду».
А чтобы Ахилл вновь мог участвовать в боях, Гефест оперативно выковал ему новые доспехи и отправил в лагерь. Ведь герой был неуязвимым не только и не столько потому, что мама, держа его за пятку, выкупала в детстве в небезызвестной речке по имени Стикс. А потому, что на нём были чудесные доспехи.
Фильм «Троя» Вольфганга Петерсона формирует у зрителя в корне неверное представление о вооружении воинов того времени.
Троянский цикл
В античности существовал целый цикл сказаний о Троянской войне. Все их обычно объединяют в общее название «Троянский цикл». Только «Илиада» и «Одиссея» сохранились целиком. Прочие дошли до нас фрагментарно, либо в кратких пересказах более поздних авторов. Так, поэма «Киприи» была примерно вдвое меньше «Илиады» — и рассказывала о событиях, предшествовавших войне, а также о начале боевых действий. История не сохранила её полностью.
Последовавшие после «Илиады» события описываются в «Эфиопиаде». Затем шли «Малая Илиада» (со спором Аякса и Одиссея из-за того, кому достанутся доспехи Ахилла), «Гибель Илиона», «Возвращения» («Носты»). А после «Одиссеи» шла «Телегония».
Написанная Вергилием в первом веке до н. э. «Энеида» повествует об Энее, который вместе со своим родом переселился из Трои в Италию, где его сын основал город Альба-Лонга. Фактически это фанфик «Илиады». Не нужно удивляться. Древние римляне самостоятельно дошли до многих жанров. Первую военно-историческую альтернативу — про вторжение Александра Македонского в Италию — описал в первом веке до н. э. Тит Ливий. Примерно тогда же Марк Теренций Варрон написал произведение о человеке, который после 60-летнего сна оказался в современном ему Риме. А это уже претендует на такой жанр, как попаданчество, ну или по крайне мере путешествие во времени.
Гордиев узел «Илиады»
Сама «Илиада» появилась не сразу. Историки изучили её вдоль и поперёк — там вычленяется ряд пластов, относящихся к различным периодам — от XIII до VII веков до нашей эры. Кроме того, в поэме, как в фильме Тарантино, нарушена хронологическая последовательность. Иногда есть очевидные повторы сюжета, но они идут как краткий и развёрнутый эпизоды.
То есть это сборник легенд-песен, который формировался в течение нескольких веков. Его выделили из эпического цикла, по сути, как «Ахиллеаду» — поскольку именно история Ахилла находится в центре поэмы, — а затем записали.
Точное наименование кораблей и воинов, принявших участие в походе, — явная вставка из другой поэмы троянского цикла (вероятно, из «Киприй»). «Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный» выглядит как попаданец из микенской эпохи, где в табличках всё записано и учтено.
«Илиаду» поделили на 24 песни в IV веке до н. э. — по числу букв греческого алфавита, и чтобы были примерно равного размера. Орднунг, как в фаланге. «Патроклиаду» и прочие сюжетные линии это деление режет по‑живому.
Вы ещё не запутались окончательно? Многие авторы, описывающие Троянскую войну и поэмы Троянского цикла, противоречат друг другу в деталях. Так, в античности не было консенсуса даже о том, сколько воинов сидело в Троянском коне. В различных произведениях есть цифры 100, 50, 23, 20 и девять воинов. Иногда их даже называли поимённо.
А теперь ход конём. Что подразумевалось под ним? Если не понимать буквально — и не устраивать Диснейленд, поставив его деревянную модель неподалеку от развалин Трои… Вряд ли это осадная башня — греки их тогда не использовали. По версии Андрея Савельева, это вытащенный на берег корабль, нагруженный всяким лутом. Выкуп за то, чтобы ахейцы могли спокойно отплыть домой. Там, в корабле, под грудой всякого добра и скрывались несколько воинов‑диверсантов.
О смерти Ахилла от стрелы, попавшей в ногу, писал целый ряд авторов. Детали также зачастую не совпадали. По одной из версий, его тело захватили троянцы — и передали ахейцам лишь за большой выкуп.
Эхо катастрофы
А есть ли у поэмы ценность как у исторического источника? Вообще, что стало её основой? Шлиман воспринял «Илиаду» как хронику. А мнения исследователей последних двух веков расходятся ещё более кардинально, чем описания греческих авторов тех событий. Нынешние взгляды на «Илиаду» лежат в диапазоне от описания действительно когда-то состоявшегося похода на Трою до переселения греков на побережье Малой Азии и их двухвековой борьбы с местным населением. Следует помнить, что историчность Троянской войны не доказана, и «Илиада» может быть настолько же достоверной, как и «Одиссея», с её циклопами и сиренами.
Возможно, весь эпический троянский цикл — это отражение одной из страниц катастрофы бронзового века. Существовавший тогда в Средиземноморье мир в XII век до нашей эры внезапно погрузился в хаос, кровавые приливы которого почувствовали и в Древнем Египте, и в Хеттской державе. В пламени пожаров сгорели не только города, но и целые цивилизации. Даже падение римской цивилизации в V в. н. э. не стало такой катастрофой — в XII веке до н. э. в Древней Греции забыли письменность, и спустя несколько веков пришлось изобретать её заново. Наступили «тёмные века» — цивилизация там вернулась к «нулевому уровню».
Именно поэтому песни Троянского цикла несколько веков передавались из уст в уста, обрастая новыми подробностями.
Битвы за Трою
Кипевшие в XIX–XXI веках битвы за Трою, может быть, и не были кровопролитными, но по накалу страстей не уступают древним сражениям, воспетым Гомером.
Мы знаем этот город как Трою. А Илиада происходит от другого его названия — Илион. Но, возможно, Троя и Илион — это не совсем одно и тоже. Илионом мог называться город, а Троей — страна. Либо Илион — это цитадель, а Троя — «нижний город» (если, конечно, таковой был). В поэме упоминается и третье имя города — Пергам. Как оно соотносится с теми двумя, неясно.
Не исключено, что Пергам — это как раз и есть цитадель Илиона. Как писал Шлиман: «Я обнажу весь холм Гиссарлык, ибо уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои». К городу Пергаму, расцветшему в эллинистическую эру, чьи развалины сохранились на западе нынешней Турции, прямого отношения это не имеет.
Первооткрывателем Трои считается археолог-самоучка Генрих Шлиман (1822-1890). Он был торговцем, в 1847 году принял русское подданство, с 1869 — гражданство США. Однако первым предположил, что Троя находится на холме Гиссарлык, не Шлиман, а Чарльз Макларен — ещё в 1822 году. Раскопки же на холме, за семь лет до прибытия туда Шлимана, начал Фрэнк Калверт. Однако принадлежавший ему участок холма оказался в стороне от древнего города. Какая-то греческая богиня улыбнулась Шлиману — он и получил лавры первооткрывателя. Раскопал Трою. И заодно в очередной раз — будучи дилетантом в археологии — уничтожил этот древний город.
Генрих Шлиман боялся, что обнаруженный им клад Приама, состоявший из около десяти тысяч предметов, конфискует османское правительство. И поэтому контрабандой вывез его за границу. Шлиман предлагал клад многим музеям — но лишь Берлин согласился принять. А туркам он выплатил штраф за украденные артефакты. Правда, Лев Клейн пишет, что единого клада Приама не существовало — и Шлиман назвал так все найденные и собранные им там драгоценные артефакты.
Поскольку никаких письменных хроник не существует, мы представляем историю этого города лишь в общих чертах. На холме в различные периоды последовательно находилось девять поселений, уничтоженных землетрясениями, пожарами и войнами. Согласно общепринятой точке зрения, в ходе Троянской войны было разрушено поселение VIIа, которое принято датировать примерно XIII веком до н. э. Предположительно. Сам же Шлиман полагал, что та самая Троя, о которой говорится в «Илиаде» и где он обнаружил «клад Приама», лежит ниже. Но эта Троя — Троя II — существовала в 2600-2300 гг. до н. э. Ахейцы же сожгли Трою VIIа, а Шлиман довершил начатое ими дело разрушения этого города. Если, конечно, это были ахейцы — ведь никаких доказательств этого нет.
Стоп. И кто вообще доказал, что это — Троя?
В научном мире по-прежнему существует точка зрения, что настоящая Троя находится не там.
Большая Троя
Вообще, раскопанный город — не очень большое поселение (в зависимости от слоя, в пределах одного-двух гектаров). Даже не ясно, стоило ли ахейцам десять лет биться в его стены, а затем несколько веков сочинять и передавать из уст в уста героические поэмы.
После Шлимана Трою продолжали раскапывать и изучать. По мнению немецкого археолога Манфреда Корфмана (1942-2005), Троя бронзового века была в пятнадцать раз больше, чем принято считать. Проведя исследования, с южной стороны Трои, он нашёл следы существования «нижнего города» в эпоху Трои VI и Трои VII, а также ров, шириной четыре и глубиной два метра, который был вырублен в камне и окружал этот поселение. То есть раскопанная ранее Троя была всего лишь цитаделью. Площадь города, по Корфману, составляла 170 тысяч квадратных метров, а цитадели — 23 тысячи квадратных метра. Коллеги оспорили тезисы Корфмана о «нижнем городе» и обвинили его в искусственном раздувании масштабов поселения.
Страсти кипели. Прийти к консенсусу горячим немецким парням не удалось — обсуждение вопроса на конференции закончилось дракой. В 2004 году, незадолго до своей смерти, Корфман принял турецкое гражданство, а также взял имя Осман.
Но вот что важно. Корфман пересмотрел датировки и отнёс разрушение Трои VI к концу XIII века, а Трои VIIа — к середине XII века. Получается, что Трою VIIа ахейцы разрушить не могли (в это время им было уже не до того — их города лежали в развалинах, ведь там огнём и мечом прошлись дорийские завоеватели). По времени для похода ахейцев подходит только Троя VI — но там нет следов разрушений!
Ясности нет до сих пор.
Битва за Трою ещё далека от завершения.