Променяли ради мелких подачек
Кому-то может показаться, что история давняя, но она имеет множество нюансов, которые сохраняют ее актуальность. Во-первых, суд над Милошевичем был одним из первых циничных проявлений постправды в законопослушной Европе, когда интерпретация важнее фактов, на которые можно закрыть глаза. Указать на Сербию как на виновника этнической войны в Югославии можно, только преследуя политические цели.
Сейчас ясно: Запад наказывал Сербию, но целил в Россию, ослабляя ее влияние на Балканах и проверяя на прочность. В 1990-е годы, к сожалению, Россия не проявила жесткости, отстаивая геополитические интересы. Сирию Россия спасла, Сербию — не сумела.
Во-вторых, бомбардировка городов Сербии, которая велась НАТО без какой-либо военной необходимости, сама по себе является актом геноцида, но не может же Гаага сама себя высечь. Бомбардировка Сербии стоит в одном ряду с массовыми убийствами мирных граждан в других странах, которые Запад с легким сердцем проводил под гуманным предлогом насаждения демократии. Украина сегодня — это во многом Югославия вчера.
И третье. Когда-то казаки говорили, что с Дона выдачи нет. Вне зависимости от фигуры Милошевича сам факт выдачи представляется мне актом национального унижения. Почему Сербия выдала своего гражданина? Выдала вовсе не потому, что в стране тюльпанов собрались мудрые судьи, которые увенчали лаврами торжество Фемиды. И, уж конечно, вовсе не по той причине, что сами сербы не могут разобраться, преступил ли их президент закон.
Будем говорить прямо: Сербия променяла Милошевича за мелкие подачки, которые Европа обещала этой стране. И хотя на дворе XXI век, получилось похоже на торговлю людьми на рабовладельческом рынке. Протесты против выдачи Милошевича, которая произошла тайно, звучали в Сербии сразу же после этого позорного акта, а на его похороны собралось более 100 тысяч человек.
Великий режиссер Стэнли Кубрик сказал: «Большие народы всегда действуют, как гангстеры, а маленькие — как проститутки». Любой афоризм — преувеличение, но здравое зерно в словах Кубрика имеется. Народ, который забывает о национальной гордости, отрезает себе путь к тому, чтобы стать большим народом. Ради будущего нельзя торговать своими гражданами, будто это менее ценный товар, чем посулы заморских купцов с тугой мошной.
Как не было выдачи казаков с Дона, так и Россия по нашему закону не выдает за кордон своих граждан.