Власть на страже капитала
На улицы Варшавы вышли польские шахтёры и энергетики, недовольные решением суда Европейского союза о закрытии шахты «Туров» в городе Богатынь (Дольношлёнское воеводство) — одного из важнейших предприятий страны по добыче бурого угля. Иск против Польши подала соседняя Чехия, утверждавшая, что шахта оказывает негативное воздействие на окружающую среду приграничных районов, существенно понижая уровень грунтовых вод.
Вердикт евросуда подвергли резкой критике политики, общественность и жители юго-западной части Польши. Как заявил премьер Матеуш Моравецкий, «постановление суда несправедливо и противоречит принципам ЕС». «Туров» является крупнейшим работодателем в регионе и снабжает углём соседнюю электростанцию. «В данном случае вердикт не имеет ничего общего с правосудием, — отметил мэр Богатыни Войцех Добролович. — Служители Фемиды не принимают во внимание ни людей, остающихся без средств к существованию, ни энергетическую безопасность Польши».
Возмущение властей разделяют и жители города, многие из которых трудятся на «Турове» не один десяток лет. «Закрытие шахты развалит экономику всего региона», — сетовали участники протестной акции в Варшаве. По подсчётам экспертов, консервация «Турова» оставит на улице около 5000 человек и нанесёт польской экономике ущерб в 13,5 млрд злотых (около 3,75 млрд долларов).
Уголь, основа выработки электроэнергии в Польше, обеспечивает 65% потребности в ней страны, 17% из которой производится при помощи бурого угля — лигнита. Его преимущество — в доступности и экономичности для страны, обладающей большими запасами ценного полезного ископаемого. Однако добыча нарушает экологические нормы ЕС. Польша планирует закрыть свои угольные шахты к 2049 году.
Тем временем Прага направила Варшаве проект договора об урегулировании судебного спора вокруг угольной шахты. Одним из условий подписания чешско-польского соглашения, снимающего претензии Чехии к соседям, обозначен регулярный контроль ситуации на «Турове» чешскими инспекторами.
А в благополучной Швейцарии тысячи женщин вышли на общенациональный марш с требованием соблюдения принципов гендерного равенства на работе и дома. Самый масштабный митинг состоялся в Цюрихе — финансовой столице альпийской республики. Несмотря на высокое качество жизни, «страна банков, часов и шоколада» отстаёт от других развитых государств по уровню оплаты труда прекрасной половины человечества и гендерному равенству на рабочем месте.
Как отметили участницы демонстраций, прошедших в целом ряде городов, в условиях, когда дамы имеют равные права с мужчинами, общество становится более здоровым, богатым и образованным. Чтобы покончить с нищетой к 2030 году, заявили манифестанты, необходимо обеспечить всем женщинам социально-экономическую поддержку, необходимую для их процветания.
Акции были приурочены к 30-летию забастовки женщин, известной как Frauenstreik, организованной профсоюзами в 1991 году с целью привлечь внимание к повсеместной половой дискриминации и ущемлению прав женщин. Тогда акция, в которой приняли участие почти 500 тысяч представительниц слабого пола, побудила швейцарское правительство потребовать от компаний с численностью персонала более ста сотрудников провести анализ разрыва в оплате труда мужчин и женщин. А в 1995-м кабмин утвердил закон о гендерном равенстве, запретивший дискриминацию на рабочем месте и сексуальные домогательства, а также защитивший женщин от предвзятости или увольнения в связи с беременностью или семейным положением.
Однако даже спустя десятилетия после принятия судьбоносного закона успехи Швейцарии в достижении гендерного равенства не так уж и велики: дамы по-прежнему зарабатывают меньше мужчин, сталкиваются с преду-беждённостью при трудоустройстве, не защищены от притеснений и злоупотреблений в ходе рабочего процесса, вынуждены бороться за сохранение гарантий занятости, имеют ограниченные возможности для продвижения по службе. Согласно отчёту ЮНИСЕФ за 2020 год, швейцаркам предоставляется самый короткий оплачиваемый отпуск по беременности и родам в Европе.
А потому, подчеркнули демонстранты, обществу ещё предстоит большая работа в плане отстаивания прав женщин.
По Нигерии прокатились массовые протесты, спровоцированные, как выразились их участники, «плохим управлением страной», отсутствием безопасности и недавним запретом социальной сети «Твиттер». Общенациональная акция была приурочена к Дню демократии, знаменующему переход западноафриканского государства к гражданскому правлению более 20 лет назад. Во многих городах, в том числе в Лагосе, Ибадане, Осогбо, Абеокуте, Акуре и столице Абудже, демонстрации переросли в столкновения с полицией, применившей слезоточивый газ для разгона митинговавших. Кроме того, стражи порядка разбивали мобильные телефоны, конфискованные у протестовавших.
Манифестанты с транспарантами «Бухари должен уйти!» требовали отставки президента страны Мухаммада Бухари и призывали к проведению социально-экономических реформ. Участники акций выступили с резкой критикой решения властей на неопределённое время приостановить доступ к «Твиттеру» после того, как социальная платформа удалила пост главы государства. Свои действия кабмин мотивировал тем, что соцсеть используется для деятельности, направленной на дестабилизацию обстановки в Нигерии.
Между тем в самой густонаселённой стране Чёрного континента, где проживают более 200 миллионов человек, действительно сложилась очень напряжённая ситуация, что не добавляет популярности Бухари — бывшему генералу, впервые избранному президентом в 2015 году. Силы безо-пасности борются с вооружённым восстанием на северо-востоке, ростом сепаратистской напряжённости на юго-востоке и повсеместным всплеском преступности. Как отмечает агентство «Рейтер», в последние годы деревни на северо-западе и в центральной части Нигерии постоянно подвергаются атакам со стороны бандитов, убивающих и похищающих граждан, поджигающих дома и ворующих крупный рогатый скот. Только 13 июня в ходе разбойного нападения на деревни штата Замфара угонщики скота лишили жизни 53 человека. А с недавнего времени преступники сосредоточили внимание на похищении школьников с целью получения выкупа. С декабря 2020-го они выкрали более 850 учащихся.
Перенос даты окончательной отмены коронавирусных ограничений в Великобритании с 21 июня на 19 июля породил в стране новую волну протестов. Как заявил премьер-министр Борис Джонсон, решение принято после консультаций с учёными и врачами, обеспокоенными стремительным распространением варианта «Дельта», ранее известным как «индийский» штамм. Особую озабоченность вызывает постоянный рост госпитализаций, в среднем подскочивший в Англии на 50% в неделю, а на северо-западе королевства — на 64%.
Скандируя «Дайте нам просто возможность жить!», на Даунинг-стрит, возле резиденции главы кабмина, собрались толпы манифестантов, возмущённых тем, что «День свободы» (так британцы окрестили 21 июня) вновь откладывается. Демонстранты, уставшие от длительного карантина, введение которого они считают наступлением на демократические права и свободы, опасаются возможных последствий нынешнего решения Джонсона: по мнению протестующих, правительство, скорее всего, намерено и впредь неоднократно пролонгировать санитарные ограничения.
Сильнее всего от продления локдауна почти на месяц пострадают свадебные планы англичан и ночная жизнь. Клубы потратили миллионы фунтов стерлингов на подготовку к долгожданному открытию, и теперь ассоциация их владельцев собирается оспорить в суде право на дальнейшие ограничения. По оценке организации UKHospitality, за этот четырёхнедельный период рестораны, бары и пабы в одной только Англии рискуют потерять в общей сложности около 3 млрд фунтов.
Вместе с тем, по данным экспертов, отмениться или перенестись могут около 50 тысяч свадеб, запланированных на месяц после 21 июня. Хотя с середины июня правила, касающиеся организации брачных церемоний, смягчились, отпраздновать радостное событие с неограниченным числом гостей британцам всё же не удастся.
Открытие туристического сезона в Венеции ознаменовалось массовой акцией протеста, организованной сообществом «Нет — большим кораблям!». Жители одного из живописнейших городов Италии собрались на набережной, чтобы выразить возмущение швартовкой в порту после 17-месячного перерыва круизного судна «MSC Orchestra». 16-палубный лайнер водоизмещением 92 тысячи тонн принял на борт 650 пассажиров перед отплытием в Бари, на юге Италии.
Как утверждали демонстранты, итальянское правительство, запретившее огромным судам причаливать к площади Святого Марка, обмануло их. Венецианцы, по их словам, испытали шок, когда впервые с начала пандемии коронавируса круизный лайнер прибыл в город, несмотря на заявления правительства премьер-министра Марио Драги о введении запрета на заход крупногабаритных судов в исторический центр города. Как отмечали демонстранты, лайнеры-гиганты поднимают высокие волны, что катастрофически отражается на старинной архитектуре. К тому же страдает экосистема, и без того едва живая из-за вредных выбросов. Прибывшее судно, которое, как ожидалось, станет символом возвращения к доковидной жизни, венецианцы встретили свистом с набережных, сиренами с лодок и отнюдь не гостеприимными пожеланиями. Рады «MSC Orchestra» были только представители движения «Да — большим кораблям!», поддерживающего тысячи людей в этом районе, работающих в круизной индустрии и оставшихся не у дел из-за пандемии.
В конце марта кабмин объявил о введении запрета на проход круизных судов вдоль площади Святого Марка и причаливание в историческом центре. Планировалось возвести новый круизный терминал, а до тех пор перенаправлять суда в промышленный порт. В мае указ одобрила нижняя палата парламента, а министр культуры Дарио Франческини подтвердил: корабли «высотой с многоквартирные дома» больше не будут допущены в венецианскую лагуну.
Елена Морозова