«Все платят за воду, а я плачу, чтобы от неё избавиться»
Роман Иванов осенью 2020 года стал счастливым обладателем дома с участком в посёлке Атамановка, что в 19 километрах от Читы. Выбирал так, чтобы и детям, и внукам было комфортно жить на своей земле, к тому же здесь недалеко и родительский дом, отец у Романа – инвалид первой группы, нужно помогать. Но радость от долгожданной покупки продлилась совсем недолго, зимой из-под дома пошла вода, остановить которую не удаётся и по сей день.
«К такому объёму воды я не был готов»
«Устали мы от съёмного жилья, поэтому в 2020 году наконец-то решили искать собственное. Попросили дочь, она взяла ипотеку, и на ту сумму, что нам одобрили, стали выбирать дом. По всем параметрам подходил вот этот на улице Мостовой. Здесь раньше бабулька одинокая жила. Конечно, нужно было многое в жилище обновлять, но меня это нисколько не пугало. Единственное, она предупреждала, что в подполье бывает вода. А в огороде было сухо и красиво», – рассказывает Роман, стоя перед лицевой стороной дома.
В руках у него увесистый кол, напоминающий копьё. С утра он пробивает траншею в ледяной шубе, наросшей перед верандой. Лёд тут повсюду – всё больше и больше его становится, когда выходишь в огород. Будто айсберг вдруг свалился с неба на забайкальскую землю, прямиком на участок Романа Иванова.
«Всё началось в январе 2021 года, когда с тыльной стороны дома пошла вода. Затопило огород, баню, сарай, гараж, теплицу. Баню я вообще только в конце мая смог открыть. На досках отпечатался уровень, до каких пор намерзало. Ни морально, ни физически к такому объёму воды я не был готов», – показывает ребром ладони Роман высоту, где у бани был лёд.
К следующей зиме забайкалец решил хорошенько подготовиться. С того места, где шла вода, начал копать траншею, чтобы, по его задумке, отвести поток через огород в ручей, который бежит внизу вдоль участка. Одновременно с этим начал разбираться, как так вышло, что участок оказался затапливаемым, но семью Романа никто не предупредил о масштабах.
Оказалось, что в администрации посёлка были в курсе о проблемах данного дома. Более того, специальная комиссия уже однажды признала его непригодным для проживания, что было закреплено распоряжением администрации посёлка в 2019 году. В Атамановке и другие участки в районе улицы Мостовой подтапливаются грунтовыми водами, но именно под домом Романа, как видно, оказался самый сильный ключ.
«Дом я могу восстановить и содержать своими силами – подполье уже пришлось засыпать, полы перестелил, печь переделал, внутренний фундамент залил, укрепив тем самым старый. Да и грунтовые воды можно было бы отвести в сторону, но это уже сложнее, нужна помощь специалистов. Поэтому, когда выяснилось, что проблема тут известна, я и обратился в администрацию посёлка в 2021 году с просьбой оказать поддержку. Сначала обещали помочь всеми силами, но в итоге ничего», – развёл руками Роман.
Тогда он решил написать обращение в администрацию Читинского района, но и там ничего толкового не получил. Район кивнул на посёлок. А ещё был дан совет: «Аннулируйте сделку, возвращайте деньги, так будет проще всего». Звучит логично, ведь, по сути, Роман Иванов купил кота в мешке, о проблемах которого продавец знала, но умолчала. И про грунтовые воды, которые, как выяснилось, бабушка пыталась откачивать насосом, чем ещё больше взбодрила родник. И про состояние дома, обследованного специальной комиссией.
«Конечно, хотел сначала в суд подавать, но потом подумал – бабушка инсультница, уже купила себе квартиру в Атамановке, может не пережить судебные тяжбы. Да и для нас это тоже время, деньги и риск вновь оказаться без своего угла. К тому же мне здесь в принципе нравится, всё устраивает и в плане расположения, и окружения. Только нужно победить воду, и это реально сделать, но не в одиночку», – объяснил свои действия забайкалец.
Техники нет, но вы держитесь
Когда снова пришла зима, оказалось, что траншея за домом не помогла. Грунтовые воды в этот раз выбрали иное направление и стали давить уже с другой стороны фундамента. Сейчас, судя по отдушинам, вода стоит прямо под самым полом. В доме живут Роман с супругой, две дочери и двое внуков. Мужчина теперь только тем и занимается, что сражается с наледью, которая днями и ночами буквально на глазах растёт вокруг его дома.
«У меня тут как будто своя маленькая водокачка, из которой вытекает, по моим расчётам, пол-литра воды в сутки. Кто-то платит за то, чтобы воду на участок провести, а я плачу сейчас за то, чтобы попытаться воду убрать», – с грустью пошутил Роман Иванов.
Что у поселковой власти, что у районной власти Роман просил хотя бы выделить экскаватор для подготовки траншеи и машину скальника, чтобы сделать грамотный дренаж и отвести воду от дома в ручей за огородом. Мужчина признаётся, что если делать всё своими силами, то денег может потребоваться столько, сколько стоит сам дом. А пока приходится постоянно долбить лёд руками, да протапливать канавки в ледяной шубе тепловым кабелем.
Закончатся мытарства, по оценке Романа, только в августе, когда земля на участке окончательно просохнет. Затишье будет до следующего января, а потом — опять сражаться со стихией.
«По вопросу выделения специальной техники поясняем, что своего автопарка администрация городского поселения «Атамановское» не имеет. Все работы, связанные с планировкой, грейдеровкой и другими видами земляных работ, проводятся на основании заключённых договоров за оплату. Бесплатные работы специальной техникой не предусмотрены», – говорится в ответе администрации Читинского района на обращение Романа Иванова, где также сказано о том, что у него есть 3 года с момента сделки на расторжение договора купли-продажи в судебном порядке.
Надо отдать должное гуманному поступку Романа Иванова, который решил не судиться с одинокой бабушкой. Представьте, даже если бы так произошло, и дом вернули предыдущему владельцу, то на следующий год в январе вместо Романа на этом месте стояла бы обессилившая пожилая женщина с ломом в руках, пытающаяся спасти жильё от наступающей, ползущей наледи. А скорее всего, и не стояла бы вовсе, а окончательно смирилась с проблемой, которую в любом случае надо решать – при любом хозяине на данной земле.
И тогда тем более непонятно, почему ни посёлок, ни целый район не в силах помочь людям на своей территории. Увещевать обратиться в суд и уверять, что ничего не делается бесплатно, конечно, сильная позиция. Но проблема грунтовых вод, обострившаяся в Забайкалье в последние годы, сегодня привлекает немало внимания и требует от властей решительных мер. Мы видим, как специалисты защищают от наледи дороги, пытаются по мере сил спасать дома, в некоторых районах даже режим ЧС. Проблемой лично занимается и губернатор Александр Осипов.
Чем люди в том же Кокуе, которым власти помочь, отличаются от жителей Атамановки, где даже нет попытки хоть что-то сделать – только отписки (документы имеются в распоряжении редакции)? Ведь очевидно, что обычным гражданам справиться с такой бедой не под силу. При этом мы видели много примеров, когда, если надо, и деньги, и техника вдруг находятся.