Астраханский численник. В феврале приезжали губернаторы и Суворов
Итак, у нас очередной выпуск «Астраханского численника». Сегодня вспоминаем памятные исторические события, которые происходили в нашей губернии с 14 по 20 февраля.
14 февраля 2008 года тогдашний губернатор Александр Жилкин объявил о готовности сделать Астрахань столицей саммита «СНГ без галстуков». Тем самым предполагалось повысить статус областной столицы. Как тогда сообщали в пресс-службе главы региона: «После визитов в прикаспийские государства губернатор задумал серьезно укрепить значение Астраханской области как российского региона, занимающего ключевое геополитическое положение на Каспии».
Саммит «СНГ без галстуков» намеревались провести в рамках празднования 450-летия Астрахани.
15 февраля 1780 года в Астрахань прибыл уже прославленный полководец, генерал-поручик Александр Васильевич Суворов с супругою Варварой Ивановной. Суворов имел при себе секретный ордер князя Потёмкина, предписывающий ему немедленно прибыть в Астрахань и принять начальство над войсками по Волге для подготовки военной экспедиции. В сем документе содержались «цели поручаемой ему Персидской экспедиции: усмирить силой часто повторяемые дерзости ханов, обеспечить торговлю с Востоком путем создания на южном берегу Каспия «безопасного пристанища»; постараться привлечь на сторону России дружественных владетельных ханов».
Проживал Александр Суворов в черепахинском имении Никиты Бекетова, астраханского экс-губернатора (ныне село Началово Приволжского района). Он часто гулял по окрестностям, молился в местной церкви, угощал крестьянских детей сладостями. Но свое пребывание здесь называл ссылкой. Сама «ссылка» продлилась около двух лет, а запланированная экспедиция не состоялась.
15 февраля 1918 года в бывшем Губернаторском саду было похоронено 180 рабочих, погибших в ходе боев за установление в городе Советской власти. В сентябре 1918 года на братской могиле, на постаменте памятника Александру II, был сооружен монумент, ознаменовавший победу Советской власти. Первоначальная версия памятника - рабочий с винтовкой в руках, сзади которого поврежденная колонна и разорванная цепь – символы разрушенных дворцов и уничтоженного рабства. Таким он простоял до ноября 1977, когда на смену ему установили памятник сегодняшний.
16 февраля 1812 года к управлению Астраханской губернией приступил генерал от инфантерии Николай Федорович Ртищев. Блестящий офицер, он принадлежал к старинному дворянскому роду, который происходил от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к московскому великому князю Дмитрию Донскому Аслана Челеби Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий.
В Астрахани Ртищев уже успел побывать в 1798 году, будучи комендантом и шефом Астраханского гарнизонного полка. В этой должности он прослужил около полугода, напугав обывателей жесткостью при сборе недоимок по государственным налогам. Но его новые полномочия трактовались гораздо шире, чем непосредственно губернский менеджмент. Полная должность Ртищева звучала так: «Главнокомандующий в Грузии и главноуправляющий гражданскою частью и пограничными делами в Грузии и в губерниях Астраханской и Кавказской». Именно Николая Ртищева называют «отцом Гюлистанского мира, заключенного в 1813 году между Россией и Персией».
17 февраля 1681 года российское правительство разрешило селиться в Астрахани «на вечное житье» индийцам, грузинам и армянам. Об этом говорилось в наказе астраханским воеводам А. П. и Ф. А. Головиным.
17 февраля 1993 года у Астрахани в Москве, на улице 3-й Тверской-Ямской, появилось свое «посольство». В этот день было подписано постановление главы администрации Астраханской области «О создании постоянного представительства администрации области в Москве».
Новая структура была создана для «осуществления постоянной связи с правительственными органами Российской Федерации, центральными хозяйственными, культурными, научными и общественными организациями, представительствами торговых и финансовых государственных и негосударственных организаций в интересах развития области, оказания помощи руководителям области для эффективной работы в условиях командировки в г. Москве».
18 февраля 1912 года в честь 100-летнего юбилея войска был утвержден Знак Астраханского Казачьего Войска. Как сообщается на сайте Астраханского казачьего войска: «Знак представляет собой геральдический щиток, покрытый синей эмалью, наложенный на скрещенные пики и ружья. В центре щитка круглый эмалевый медальон с изображением скачущего по полю всадника. Медальон обвит золотой лентой с надписью красной эмалью: «Астраханское казачье войско». Внизу на ленту наложены две дубовые веточки. В месте скрещения ветвей, на золотой ленточке, юбилейные даты: «1750 — 1850».
19 февраля 1876 года в доме Федорова на углу Варвациевского канала и ул. Староразливной (ныне - угол Набережной 1 Мая и ул. Мусы Джалиля) открылась городская больница на 10 мужских и 10 женских коек. Лечебницу назвали Мариинской в честь великой княгини Марии Александровны. Особенностью нового богоугодного заведения было то, что предназначалась оно в первую очередь для неимущих астраханцев, услуги лекарей были бесплатны. Позднее эта больница в соединении с Александровской образуют одну из самых именитых астраханских клиник — Александро-Мариинскую.
19 февраля 1879 года в Астрахань пожаловал граф Михаил Лорис-Меликов со свитой. Он был срочно назначен на Волгу астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором. Назначен временно, но с широчайшими полномочиями. Причина - вспышка чумы в селе Ветлянка, которая стала быстро расползаться на окружающие территории.
Как сообщает «Википедия»: «Лорис-Меликов оцепил ещё четвёртым кордоном всю Астраханскую губернию, лично был в Ветлянке, осматривал кордоны и скоро за прекращением чумы обратился в Петербург с предложением об уничтожении временного своего генерал-губернаторства, причём оказалось, что из отпущенных в его распоряжение четырёх миллионов рублей для борьбы с чумою было израсходовано не более трёхсот тысяч рублей. За эту деятельность Лорис-Меликов был удостоен ордена св. Александра Невского».
20 февраля 1913 года астраханцы, как и все прочие славные жители империи, готовились к большому празднику. На следующий день отмечалось 300-летие Дома Романовых, и Государь император объявил 21 февраля неприсутственным (нерабочим) днем. Однако, Министерство внутренних дел накануне опубликовало распоряжение о закрытии в этот день кабаков, казенных винных лавок и всех мест частной продажи крепких напитков, кроме ресторанов 1 разряда.
Зато астраханский губернатор И. Н. Соколовский объявил через газету «Астраханские губернские ведомости», о том, что «21-го, в 9 утра будет отслужена Божественная литургия, состоится благодарственное молебство, на котором полагается присутствовать всем военным и гражданским чинам, состоящим на государственной службе, а также сословным представителям. По окончании богослужения имеет быть церковный парад».