Турецкая сдача: что Зеленский подарил Эрдогану
Павел Кухмиров
Накануне стало известно, что минимум половина гречки, потреблённой на Украине за минувшем 2021 году была российского происхождения. Выяснилось, что вопреки принятому украинским правительством еще в 2015 году постановлению "О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров, происходящих из Российской Федерации", половина из 140 тыс. тонн гречневой крупы, попадающей на украинский рынок, ввозится по реэкспортным схемам через Казахстан из регионов РФ (главным образом, из Алтайского края).
Удивляться подобной ситуации не стоит от слова «совсем». Здесь можно удивиться другому: почему речь идёт только о половине, а не о двух третях или трёх четвертях. Потому, что объективно украинское сельское хозяйство – это одна из отраслей, максимально пострадавших от евроинтеграции Украины. Да и не только «евро», если уж на то пошло. Дело даже не в общей деградации агротехнологий (хотя, и это имеет место), а в том, что огромные пространства там сейчас отданы под экспортные культуры, необходимые для получения «зелёного топлива» - рапса, кукурузы, подсолнечника. И это, без преувеличения, варварская эксплуатация сельскохозяйственных ресурсов, так как данные культуры максимально истощают почву. По большому счёту, это политика «выжать и выбросить». И стоит ли удивляться, что на Украине, в итоге, обнаружился дефицит продовольствия, покрываемого реэкспортом товаров «агрессора».
Впрочем, у украинского государства совершенно иные приоритеты и такая мелочь, как аграрный сектор, вряд ли принимаются в расчёт. А в ближайшее время ситуация с ним станет ещё хуже. По сути, его остатки только что были полностью сданы во время недавнего визита в Киев президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Принимали его очень торжественно и сам он даже с готовностью крикнул «Слава Украине». И его вполне можно понять, с учётом того, с чем он оттуда вернулся. Каков же был предмет разговора его и Зеленского? А говорили они, во многом, именно о сельском хозяйстве. А ещё о лёгкой промышленности, с которой в итоге обошлись не лучше. И дел здесь в следующем: в ходе визита между Анкарой и Киевом было заключено два ключевых стратегических соглашения. Одно из которых было о создании «свободного рынка» между Украиной и Турцией, в рамках которой 90% турецкой сельскохозяйственной продукции будут попадать на Украину беспошлинно. То же касается и продукции лёгкой промышленности.
А теперь представьте себе следующее. Турецкий агарный сектор (и лёгкая промышленность) не просто конкурентоспособнее, а в разы конкурентоспособнее украинского. Во-первых, за счёт прямой господдержки. Во-вторых, за счёт доступа к дешёвым энергоресурсам (Турция покупает газ у РФ по долгосрочному контракту за 400-450$, а Украина покупает тот же газ по спотовым контрактам у европейских перепродавцов минимум за 1000-1200$). В-третьих, Турция является мировым поставщиком аграрной продукции и может позволить себе практически любые конкурентные цены за счёт общего объёма. Теперь вопрос: что после открытия общего рынка станет с ещё остающимся украинским аграрным сектором и лёгкой промышленностью? Без комментариев.
В обмен на это г-н Зеленский подписал с турками договор о производстве на Украине боевых дронов «Байрактар ТБ-2». Собирать их будет совместное предприятие на базе «Мотор Сичи». Той самой многострадальной, восстановить которую пытались китайцы, но их туда не пустили (старшие партнёры не велят), а теперь её пытаются хоть как-то поддержать, производя «Байрактары». Правда, их боевая эффективность против армян совершенно не означает эффективности против ВС РФ. И стоило ли ради этого добивать собственное сельское хозяйство? Впрочем, это уже то, о чём говорилось ранее – вопрос приоритетов.
Кстати, они и по газу договорились очень похожим образом. Теперь Турция будет «поставлять газ в обход России». На деле же ситуация, скорее всего, будет такой же, как с европейскими перекупщиками, только теперь переплачивать в несколько раз за реэкспортируемый газ будут ещё и туркам. Повторюсь: без комментариев.
Что же имеется в итоге? Продолжается постепенная, но методичная сдача остатков суверенитета Украины. Причём, по самым стратегическим направлениям. Делается это в рамках реализации главного приоритета украинской государственности, как таковой: противостояния Москве. Сделать с этим ничего нельзя – это и в самом деле логика существования данного проекта. Трудно не понять, что она же является логикой его окончательного суицида. Что ж, в конце концов, это их собственный выбор. Вопрос: а стоит ли мешать?