«Дом книги» выселяют ради «исторической справедливости». Этому можно верить? А каким будет новый книжный на этом месте?
Из дома Зингера выселяют «Дом книги» — на месте частного магазина планируют запустить городской книжный, который работал там с советских времен до 2000-х. Так власти хотят «восстановить историческую справедливость».
Смольный уже анонсировал открытие обновленной площадки, хотя окончательного судебного решения по делу нет. «Бумага» узнала подробности о будущем «Дома книги».
Вижу новости про конфликт с «Домом книги». С чего всё началось? ↓
В доме Зингера на Невском проспекте более 100 лет продают книги. В 1919 году туда переехал «Петрогосиздат», запустивший книжный на первых двух этажах здания. Городской магазин получил название «Дом книги» — там бывали Даниил Хармс, Самуил Маршак и Алексей Толстой.
Книжный не закрывался даже во время Великой Отечественной войны. После обстрелов сотрудники заколотили оконные проемы фанерой и продолжили работу. В 1965 году власти города восстановили пострадавший во время войны дом Зингера, но зданию требовался капитальный ремонт: купол и инженерные системы были в аварийном состоянии, вспоминали реставраторы.
Для ремонта помещений в конце 1990-х дом Зингера передали в долгосрочную аренду «Петербургскому агентству недвижимости» банкира Андрея Исаева. Во время проведения работ знаменитый «Дом книги» съехал — предполагалось, что временно. Однако когда восстановление помещений завершили, магазин уже не смог вернуться в них: «Петербургское агентство недвижимости» назначило слишком высокую цену за субаренду — от 1 тысячи долларов за 1 квадратный метр в год.
Вместо старинного городского книжного в доме Зингера в 2006 году открылся частный — с таким же названием, — запущенный самим «Петербургским агентством недвижимости». В 2014 году власти Петербурга через суд пытались расторгнуть договор аренды с компанией, но этого сделать не удалось.
Городской «Дом книги» с тех пор открыл четыре магазина: на Литейном проспекте, Кушелевской дороге, Народной и Петровской улицах (последний — в Кронштадте). На «Яндекс.Картах» и в 2GIS им ставят довольно высокие оценки и хвалят за ассортимент. При этом, судя по отчетности, организация работает в убыток. Компанию уже спасал от банкротства бизнесмен и глава азербайджанской диаспоры Вагиф Мамишев, писали СМИ.
Почему «Дом книги» выселяют из дома Зингера именно сейчас? ↓
В 2020 году контроль над домом Зингера получил «Альфа-банк» — к компании перешла часть активов Андрея Исаева, основателя «Петербургского агентства недвижимости».
«Альфа-банк» обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти и потребовал признать недействительными договоры аренды, заключенные с новым «Домом книги» (ООО «Книжный магазин № 1»). Банк считает, что документы были подписаны на невыгодных условиях.
«Дом книги», по данным «РБК», платил около 7 миллионов рублей в месяц. Хотя, по оценкам экспертов, стоимость аренды на самом деле может составлять около 12 миллионов рублей, отмечало издание. «Бумага» рассказывала подробности в этом материале.
Суд первой инстанции признал договоры недействительными, однако «Дом книги» обратился в апелляционный суд. «По нашему мнению, в суде не была доказана убыточность действующего договора аренды, поскольку понятие „убыточность“ — это не категория права, ее доказательством может быть только экспертиза. В данном же деле суд экспертизы не назначил…», — сообщили «Бумаге» в компании.
Кроме того, «Дом книги» говорит, что договоры аренды действовали с 2015 по 2021 год и всё это время власти не пытались их разорвать.
Заседание суда, на котором должна была решиться судьба «Дома книги», было назначено на 7 февраля. Но из-за болезни судьи Сергея Кротова его перенесли на неопределенный срок.
Что ждет «Дом книги» теперь? ↓
Окончательное решение по «Дому книги» будет после суда. Однако в Смольном говорят, что уже достигли предварительной договоренности с «Альфа-банком» о возвращении в дом Зингера городского книжного, который выселили около 20 лет назад.
По словам вице-губернатора Бориса Пиотровского, магазин планируют открыть 14 мая — во время Книжного салона. Перед этим в помещениях хотят сделать косметический ремонт, закупить новое оборудование, «которое будет соответствовать красоте здания», поменять освещение и открыть общественные зоны.
Власти создали рабочую группу по обновлению «Дома книги». Она начнет работу после судебного заседания, рассказали «Бумаге» в пресс-службе Пиотровского. В состав вошли представители комитета по печати, директор «Подписных изданий» Михаил Иванов, директор издательства «Поляндрия» Олег Филиппов, главред издательства Ивана Лимбаха Ирина Кравцова, директор магазина «Мост» Олег Черноусов и другие специалисты.
В «Подписных изданиях» «Бумаге» сообщили, что в «Доме книги» хотят изменить ассортимент. Предположительно, сувениров станет меньше, а книг — больше.
Михаил Иванов
совладелец книжного магазина «Подписные Издания»
— Было бы здорово сделать так, чтобы в доме Зингера открылся достойный Петербурга книжный магазин. Именно книжный магазин, в котором основной упор сделан на книги, а не на сувениры и бесконечные столы с шоколадом. То есть соотношение площадей точно должно измениться в пользу книг.
По словам Иванова, в обновленном магазине планируют сделать акцент на петербургских издательствах, которые сейчас нуждаются в дополнительной поддержке. В частности, там хотят продавать книги о живописи, фотографии, архитектуре, кино, дизайне, скульптуре и моде, рассказал «Бумаге» Олег Черноусов из «Моста».
Опрошенные «Деловым Петербургом» эксперты считают, что на обновление книжного понадобится порядка 250 миллионов рублей — эти средства, вероятно, возьмут из городского бюджета. Однако схема финансирования пока не утверждена.
Частный книжный при этом говорит, что поспешное заявление чиновников об открытии нового магазина якобы наносит ущерб его деятельности: издательства расторгают договоры и забирают продукцию. Магазин планирует бороться за место в доме Зингера в суде, но параллельно ищет другое помещение для аренды.
Петербуржцы тем временем приходят прощаться с магазином — они снимают опустевшие полки на видео и фотографируются. «Бумага» также показывала, как сейчас выглядит магазин.