Кишечная микрофлора зависит от случая
Но даже с учётом генетики, диеты и других факторов состав микрофлоры всё равно может оказаться не тем, на который рассчитывали. Сотрудники Университета Саймона Фрейзера, Института Карнеги и других научных центров экспериментировали с дрозофилами, у которых тоже есть своя кишечная микрофлора, хотя и намного более простая, чем у зверей. Генетически идентичных мух выращивали в одинаковых условиях и кормили одинаковой пищей. Изначально мухи были без бактерий, и им вместе с едой скармливали одинаковые количества известных бактериальных штаммов. Можно было бы ожидать, что микрофлора у мух будет одинаковой, однако, как говорится в PNAS, она у них всё-таки отличалась: какие-то бактерии у одной мухи приживались, а у другой нет, и наоборот. В том, какие бактерии останутся в кишечнике, а какие нет, есть доля случайности.
Исследователи попытались подобрать математическую модель, которая описывала бы формирование микрофлоры. В итоге они пришли к выводу, что здесь играют роль факторы, которые имеют отношение к тому, как бактерии взаимодействуют друг с другом, и которые мы не вполне понимаем. Например, две бактерии могут в прямом смысле облегчать жизнь друг другу: где живут одни, легко поселятся и другие, причём взаимная выгода, возможно, вполне способна перевесить не слишком подходящую диету, которой придерживается хозяин.
Если учесть, что наша микрофлора сложнее мушиной, то у нас взаимоотношения между разновидностями бактерий могут играть ещё большую роль. И это нужно учитывать, когда речь заходит о бактериальной терапии, то есть о том, чтобы лечить те или иные болезни, просто добавляя или удаляя из микрофлоры те или иные виды бактерий.