«Хотел сделать предложение в день, когда меня похитили»: история любви экс-политзаключенного Дмитрия Фурманова и его девушки
Дмитрий Фурманов, член инициативной группы Светланы Тихановской, был задержан 29 мая 2020 года в Гродно на том самом пикете, после которого арестовали блогера Сергея Тихановского. Дмитрий сидел за столом и собирал подписи, когда к нему подбежали омоновцы, схватили под руки и потащили в бусик на глазах у его родителей, которые тоже были на пикете.
Фурманова обвинили в организации и подготовке или активном участии в действиях, грубо нарушающих общественный порядок (ст. 342 УК РБ). Судья Ольга Бекушева наказала гродненца двумя годами лишения свободы в колонии общего режима. Его направили в исправительную колонию № 3 в городском поселке Витьба. Почти все время в колонии, после перевода из СИЗО № 1 Гродно, он провел в карцере. Во время заключения активист объявлял голодовку, много времени провел в штрафном изоляторе.
21 октября 2021 года Фурманов вышел на свободу и в тот же день покинул Беларусь. 30 октября после Киева он приехал в Вильнюс и встретился со своей девушкой Ольгой Карякиной. На Новый год бывший политзаключенный сделал ей предложение.
Все время, пока Дмитрий был за решеткой, Ольга поддерживала любимого и делала все, чтобы громко о нем напоминать: выходила на пикеты, два раза объявляла голодовку, писала в соцсетях и давала интервью. Ко Дню всех влюбленных пара рассказала «Белсату» свою историю.
«Полушутя сказал Оле, что еду на фронт, и если что-то случится, чтобы она не волновалась – все будет хорошо»
Молодые люди познакомились в 2018 году. Ольга работала менеджером продаж, а Дмитрий – инженером в «Гроднооблавтотрансе». Оба – велосипедисты, познакомились на одной из покатушек и после пересекались на веломаршрутах.
Дмитрий и Ольга интересовались видеороликами Сергея Тихановского. Когда блогер объявил о наборе в свою инициативную группу по выдвижению в президенты, молодые люди решили подать заявки. Дмитрия зарегистрировали координатором инициативной группы по Гродно, а Ольга стала волонтером. Поехали вместе в Минск за регистрационными документами. Там выяснилось, что возникли проблемы со сбором подписей – было много ошибок.
Через 5 дней они вернулись в Гродно – 29 мая, на большой пикет по сбору подписей на Советской площади. Там пара и увиделась, но только мельком – надо было работать.
«Я хотел сделать предложение Оле уже в тот день, но не получилось», – вспоминает Дмитрий.
Похищение силовиками в штатском произошло на глазах родителей Дмитрия. Оля побежала в сторону, куда понесли парня, но опоздала – его уже забросили в бус.
«На тот момент мы думали, что Диме дадут сутки за встречу с Тихановским, когда ему подарили тапок, и выпустят, но оказалось все по-другому», – говорит Ольга.
Борьба за любимого
Вместе с родителями Дмитрия она ездила по РОВД, чтобы узнать, где он. Позже выяснилось, что его и остальных задержанных отвезли в Минск.
Ольга начала бороться за любимого: стояла с плакатами с его фото во время протестов в Гродно, после переезда в Литву – на акциях солидарности в Вильнюсе. Через два месяца после задержания Дмитрия Ольга вместе с его родителями приехали к стенам СИЗО на Володарского, где его держали. Девушка вместе с матерью политзаключенного, Ольгой, объявили голодовку и держали ее 10 дней. Их главное требование – освободить Дмитрия – выполнено не было, но удалось привлечь внимание к этой истории. Поддержать их приходило много неравнодушных людей, приезжала также и Светлана Тихановская. Власти же никак не отреагировали на эту акцию, а администрация тюрьмы пыталась помешать: например, покрасили скамью, на которой сидели голодовщицы, угрожали административной ответственностью за «несанкционированное массовое мероприятие».
Почти через год, в марте 2021-го, девушка голодала еще раз – в поддержку возлюбленного, когда Дмитрий объявил голодовку в СИЗО в знак протеста против действий администрации тюрьмы.
«Я писала Диме, что с таким количеством статей он – самый настоящий белорус»
За все время за решеткой Дмитрий получил около тысячи писем. Вместе с тем, он знает, что много писем ему не доходило. Были случаи, когда письма от Ольги обрезали. Например, из листа форматом А4 отдавали только 5 строк. Иногда давали акт об уничтожении, так как в письме якобы содержались призывы к социальной вражде. Преимущественно обрезались картинки, фотографии.
«Я писала Диме, что с таким количеством статей он – самый настоящий белорус», – добавляет с улыбкой Ольга.
В сентябре 2020 года Ольга была вынуждена уехать за границу от возможного уголовного преследования. 13 сентября девушку задержали на марше в Гродно. После этого начали вызывать в прокуратуру, звонил следователь и пытался пригласить на беседу. Прислали повестку. Ольга уехала в Вильнюс через гуманитарный коридор.
Полтора года Ольга и Дмитрий поддерживали связь только через письма. Ольга отправляла их напрямую или через сервис письмо.бел и «Письма в клеточку». Дмитрий отправлял письма на домашний адрес Ольги, а ее мать фотографировала и отправляла дочери через интернет.
«Рано или поздно мы вернемся в Беларусь»
День, когда Дмитрий вышел на свободу, стал настоящим праздником для его родных и для Ольги. Все до последнего момента сомневались, что это произойдет.
До прилета в Вильнюс 30 октября они неделю общались по видеосвязи. Ольга готовила встречу в аэропорту – ей хотелось сделать для любимого настоящий праздник, что-то особенное. Присоединилось много людей – рисовали плакаты, готовили шарики. В аэропорту Ольга ждала Дмитрия с плакатом «Мой герой». Когда он наконец прилетел, Ольга бросилась к нему и под крики «Оля!», «Дима!» и «Жыве Беларусь!» они долго не отпускали друг друга из объятий.
Теперь они ждут решения на свое заявление о получении статуса беженцев. После этого собираются пойти в ЗАГС.
«Мы вообще надеемся, что вернемся в Беларусь и сделаем свадьбу там, – говорит Дмитрий. – Рано или поздно мы вернемся в наш город, без вариантов».
«Самое главное – это то, что мы вместе, можем жить и радоваться тому, что есть сейчас. Что будет в будущем, трудно планировать», – подытожила Ольга.
СП, belsat.eu