Бумажка 9 ноября отменена
Выступление Никола Пашиняна на заседании правительства, в котором он, в частности, поднял вопрос об оккупации Ин тагер-Хцаберд и Паруха при участии и попустительстве российского «миротворческого» контингента в Арцахе, а также о наделении миротворцев международным мандатом, вызвало справедливые вопросы в обществе – почему Пашинян говорит об этом сейчас, когда обо всем этом известно давно, и можно было бы предотвратить дальнейшие события, заявив об этом вовремя?
Вопросы уместны, тем более, что в ответ на заявления Лаврова МИД Армении сообщил, что передавал свои озабоченности России еще в феврале 2021 года. Но тогда добавляется самый важный вопрос – если были сомнения в миссии российского «миротворческого» контингента, что было очевидно и без заявления Пашиняна, то какова была за это время миссия самого Пашиняна? Полунамеки во имя удержания собственной власти и «шантаж», которые он пару раз допускал в своих выступлениях с 9 ноября 2020 года, а может, приверженность неписаным русско-турецким договоренностям или посулам России?
Справедливости ради следует указать и на ответственность в этом вопросе подавляющей части армянского политикума и СМИ, которые грудью защищали российские планы и всячески оправдывали их.
Но это не снимает ответственности с Пашиняна. Обвинения, которые не получили продолжения в виде суверенных инициатив, выстроенных на продвижении армянских прав и претензий, и обсуждения их в парламенте, еще больше усугубили положение Армении, превратив ее в двойную мишень. Указанный в заявлении МИД февраль 2021 года – это тот самый период, когда у Армении появилась возможность прорвать цикл навязанных русско-турецких договоров, достойным образом реагируя на западные инициативы, которые позволили бы вернуть Арцахский и другие армянские проблемы на легальные международные платформы. Причем, поводов у Армении было вдоволь – нарушения заявления 9 ноября со стороны Москвы и Баку.
События последних дней в Арцахе и реакция на них Кремля и России указывают на то, что Москва и Баку по факту официально денонсируют бумажку 9 ноября. Москва и Баку нарушили его в первую же ночь подписания, изменив некоторые положения подписанного текста. Лрагир и пара других СМИ уже тогда писали, что эта бумажка на деле является вуалью на преступном русско-турецком сговоре, направленном против Армении, призванном нивелировать возможные армянские инициативы и не допустить обсуждения армянских прав и проблем на международных легальных площадках.
Сейчас, когда Москва и Баку доводят до конца акт «прием-сдачи» Арцаха демилитаризацией и изменением маршрута коридора, возникает вопрос: способен ли политический и медиа-экспертный «истеблишмент» Армении выработать и реализовать схемы, которые могут сорвать эти планы и организовать реальное сопротивление – вместо тянучки бесплодной внутренней «полемики», тиражирования кремлевского пропагандистского мусора, политического «многопластового» примитивизма, стенаний и капитулянтизма.